В Центральном выставочном зале Национального музея искусств имени Абылхана Кастеева открылась первая в Казахстане персональная выставка художника и скульптора Багдата Сарсена. Проект «Два горизонта» объединяет графику последних лет, в которой авангардная пластика сочетается с казахским орнаментом, мифологическими образами и социальными сюжетами. В своем творчестве художник размышляет о роли человека в большом мире, памяти и восприятии. Минималистичное, но тщательно выстроенное современное экспозиционное решение сделало выставку не только визуально цельной, но и концептуально насыщенной. Куратор выставки Оля Веселова.
Багдат Сарсен — скульптор, керамист, художник. Его художественный язык сформировался на пересечении авангардной пластики и критического взгляда на социальную реальность. В центре внимания его работ — человек как носитель множества ролей, предопределенных обществом и контекстом.
Художник окончил Казахскую национальную академию искусств имени Темирбека Жургенова по специальности «Скульптура» в 2012 году, а затем продолжил образование в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где в 2019-м завершил обучение.

9 октября в Центральном выставочном зале Национального музея искусств имени Абылхана Кастеева открылась его персональная выставка «Два горизонта». Несмотря на то, что в портфолио художника уже есть несколько сольных проектов, эта экспозиция стала первой персональной выставкой Сарсена в Казахстане. Ранее он показывал свои работы за рубежом, в частности на Кипре, а в родной стране был представлен лишь в составе групповых выставок.
Форма и содержание — две координаты, в которых художник выстраивает свое высказывание, а зритель находит точки соприкосновения с его произведениями. В случае с Багдатом Сарсеном форма — не просто оболочка, а самостоятельный пласт смыслов. Его характерный художественный язык отсылает к истокам визуального искусства: плоскостные изображения, лишенные объема и перспективы, напоминают о наскальной живописи, древнеегипетских росписях и идеализированной пластике Древней Греции. Это особенно явно прослеживается в работах «Композиция 1», «Композиция 2», «Проходя мимо», «Бог-император».

Фронтальность здесь — не стилистический прием, а метод прямой коммуникации. Как и петроглифы, в которых важна узнаваемость образа, формы Сарсена стремятся к универсальности. Он обобщает предмет до его условной, почти символической сути, превращая изобразительное в понятийное. Однако за кажущейся простотой стоит тонкая, отточенная система пластических решений и визуальных аллюзий.
Смысловой диапазон его произведений охватывает и личное, и общественное. В графике «2022» и «Когда все это закончится?» можно уловить политический нерв, отражение тревожного времени и состояния современного мира. А вот работы «Мой друг Луо Си», «Мой сосед», «Современная леди с сумочкой» — это уже зарисовки из повседневности, внимательные наблюдения за современным городским человеком. Параллельно с этим художник обращается к мифу, к культурной памяти. В композициях «12 месяцев», «Противоречие», «Мать и дитя», «История Коркыта» проглядывают мотивы казахского фольклора и истории, переосмысленные через личную оптику и современную форму.

Название выставки «Два горизонта» отсылает к двум уровням восприятия, заложенным в работах художника: формальному и содержательному. На первый взгляд зрителю открываются крупные плоскостные фигуры, визуально простые и ясно читаемые. Однако при ближайшем рассмотрении становится заметен второй горизонт: поверхности работ пронизаны тонким кружевом казахского орнамента. Повторяющийся узор не только обогащает визуальный слой, но и создает ощущение дополнительной плоскости, своеобразного внутреннего смыслового пространства, в которое затягивает зрителя.
Сарсен играет с восприятием зрителя: как скульптор он сознательно отказывается от третьего измерения в привычном пластическом смысле. Вместо объема он предлагает насыщенность содержания, переводя пространственность в интеллектуальную и чувственную сферы. Творения художника не столько изображают, сколько моделируют автономную художественную реальность со своей системой координат, своими уникальными образами и символами.

Куратором новой выставки выступила Оля Веселова. По ее словам, приглашение от Багдата Сарсена стало для нее не только профессиональным вызовом, но и знаком доверия. Тема «Два горизонта» возникла в результате совместных обсуждений: она отсылает к графическим приемам художника. Веселова отметила, что, хотя Сарсена чаще воспринимают как скульптора, именно его скульптурный бэкграунд отчетливо ощущается и в графике. Он художник, мыслящий объемом: даже в плоскостной работе ему удается создать иллюзию пространственной глубины, той самой второй плоскости, которая проявляется при внимательном взгляде. В этом и заключается двойственность восприятия, заложенная в концепции проекта.
Экспозиция реализована при поддержке галереи Occupy Steppe. Ее галерист Санжар Серикпаев выступил автором пространственного решения. Именно он предложил переосмыслить один из старейших выставочных залов Алматы и выстроить экспозицию в диалоге с его архитектурой, не теряя акценты на самих работах.

Это и впрямь оказалось важной частью восприятия выставки. Центральный выставочный зал — вытянутое светлое пространство. По одной из его стен, ровной и без архитектурных выступов, развесили графические работы Сарсена. Алые линии, символизирующие два горизонта и присутствующие на большинстве его произведений, по предложению куратора экспозиции Веселовой, вышли за пределы полотен прямо на стены. Это решение добавило выставке цельности и ритма, усилив впечатление визуальной последовательности.
Противоположная сторона зала — с характерными углублениями и чередующимися простенками, потребовала иного подхода. Часть работ здесь была установлена на вертикальные красные рейки, тянущиеся от пола до потолка. Эти элементы, предложенные Серикпаевым, повторили мотив двойного горизонта, но уже в вертикальной ориентации, перевернув знакомую координатную сетку. Благодаря этому простому, но точному жесту удалось сохранить визуальное единство и одновременно подчеркнуть гибкость авторской концепции.

В целом оформление получилось минималистичным, но выразительным: алые акценты, геометричность и продуманное взаимодействие с архитектурой зала вывели проект за пределы привычной музейной подачи и приблизили к современным выставочным практикам.
Фото Талгата Галимова