Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Что такое вечная любовь
КультураИскусство

Что такое вечная любовь

В Астане демонстрируется «одушевленность неодушевленных скульптур». И не только

В столичной галерее искусств Has Sanat открылась выставка скульптора Вагифа Рахмана и художницы Гульшат Джураевой под девизом «Вечная любовь». По словам организаторов вернисажа, на нем экспонируется 44 произведения искусства. Это 23 скульптуры, 15 гобеленов и шесть работ из войлока.

При этом, говорят сотрудники галереи, выставка «Вечная любовь» представляет собой уникальный художественный синтез двух разных форм искусства: скульптуры и ручного ткачества. И в этом симбиозе материалы раскрывают свою максимальную выразительность, плотные текстуры гобеленов вступают в диалог с пластическими формами скульптур. А экспозиция превращается в медитативное пространство, приглашающее зрителя насладиться красотой и познакомиться с размышлениями художников о жизни, времени, природе и вечной теме любви как движущей силы всего сущего.

Скульптор Вагиф Рахман — известный казахстанский мастер. Он родился в 1940 году в Баку, где окончил Бакинское художественное училище, а потом поступил в Московский институт имени Сурикова. В 1965 году 25-летний художник переехал в Казахстан, где в 1981 году получил звание заслуженного деятеля искусств РК. Сегодня его работы экспонируются во множестве музеев и галерей. А география коллекций называет такие страны, как США и Канада, Франция и Германия, Австрия и Италия, Великобритания и Швейцарии, Корея и Пакистан, Литва и Дания, Израиль, Китай и Россия.

Шишанова культура (1).JPG

Искусствоведы отмечают, что «работы мастера выполнены в авторской технике, где материалы — бронза, стекло, камень, будто перетекают друг в друга, создавая целостную композицию». При этом художник активно обыгрывает не только форму и объем, но и свет, который, преломляясь в сквозных элементах работ, раскрывает дополнительную смысловую нагрузку. Тогда как цветное стекло и ажур металла лучше всего передают идею просвета, отчего композиция становится легкой и парящей. Вплавление же витражного стекла в металл позволяет скульптору наиболее комфортно для него раскрывать глубинный смысл идеи сюжета, добавляя блики солнца в отблески металла. Замысел каждой работы неповторим, и при этом однозначна «одушевленность неодушевленных скульптур».

А еще есть качества, которые были присущи работам Рахманова всегда, и именно они ставят его в ряд выдающихся деятелей искусства. Это особенная открытость, правдивость и искренность в выражении своих чувств и мыслей, тогда как любая искусственность совершенно чужда мастеру. А главным становится его концентрация больше на художественных средствах воплощения сюжетов, а не грубый пересказ.

— Я приглашаю к размышлению, к возможности побыть наедине с собой. Иногда так необходимо отключиться от этого мира, пофилософствовать, пофантазировать. У меня в таком состоянии рождаются идеи будущих композиций, мне хочется запечатлеть их, это желание перерастает в работу, — признавался художник в одном из своих интервью.

Сюжеты его скульптур и невозможно, и не хочется пересказывать – на них нужно смотреть и размышлять. Например, фигуры в «Вечном» символизируют непреходящее противопоставление и гармонию мужского и женского. Цветные, яркие, динамичные «Птицы», «Затмение» и «Легенда», как и медитативные «Галактика», «Смотрящий на звезды» выполнены с особой любовью. Как и образы, воспевающие мудрость и силу женщины в работах «Память матери», «Невеста на колеснице».

Впрочем, арт-критики отмечают и то, что одни его работы — формальные опыты художника, другие же вполне фигуративны. Однако и те, и другие передают состояние внутренней сосредоточенности, размышлений автора о познании человеческих пределов — внешних и внутренних смыслов и истин.

Шишанова культура (3).JPG

Что касается Гульшат Джураевой, то она известная казахстанская художница, которая родилась в Талдыкоргане. Ее работы находятся в экспозиции музея имени Кастеева, в резиденции Фонда Первого Президента РК, в музеях Аргентины, а также в частных коллекциях Казахстана, Польши и Англии.

Творчество мастерицы представляет собой многогранный синтез художественных практик, охватывающий декоративно-прикладное искусство и живопись. Также она занимается созданием коллекций одежды и аксессуаров. Однако главной и подлинной страстью художницы остается гобелен, в котором ее индивидуальность проявляется наиболее сильно.

Примечательной особенностью ее работ является и то, что Гульшат на всех этапах работает одна, ткет полотна без помощи учениц и подмастерьев. Для художницы, по ее словам, важно каждое соприкосновение с материалом, передача живой энергетики и, главное, безусловная реализация изначального замысла без каких-либо искажений. Именно эта скрупулезность и титанический труд рождают гобелены с их плотными текстурами, мерцающими переливами оттенков и филигранной детализацией. Неудивительно, что каждое произведение создается на протяжении нескольких месяцев.

А еще работы Гульшат Джураевой поражают своей жанровой и содержательной разноплановостью. Это можно заметить на выставке, где органично сосуществуют как фигуративные сюжетные полотна, так и глубокие абстрактные композиции. Тема Шелкового пути, окутанная мистикой погребенных в песках городов, оживает в таких масштабных работах, как «Плывущий караван» и «Легенда о Белом городе». В то время как особое мировоззрение кочевников и безграничный дух степи пронизывают ее гобелены «Счастье номада» и «Ветры степи». А изысканные образы птиц и цветов в работах «Звучание весны» и «Утро» воспевают красоту и гармонию природного мира. В абстрактных же, почти минималистичных, работах из войлока «Состояние» и «Закат» сосредоточены личные переживания и философские размышления художницы.

Фото Ильяса Бурхана

Читайте в свежем номере: