Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Мастер кисти
КультураИскусство

Мастер кисти

В Государственном музее искусств в Алматы открылась выставка «Наследие века», приуроченная к 120-летию со дня рождения выдающегося художника — одного из основоположников профессионального изобразительного искусства страны Абылхана Кастеева. В проникнутом безусловной и светлой любовью к родине, ее людям и природе творчестве мастера отразились значимые события, которые пережила республика в XX веке. В коллекции выставки более 300 работ: графические труды, живописные полотна, акварели, эскизы, наброски. Многие из представленных произведений экспонируются впервые.

Монументальная экспозиция расположилась на втором этаже в нескольких залах. 

Абылхан Кастеев родился 1 января 1904-го в расположившемся у подножья Джунгарского Алатау ауле Чижин, что в Семиреченской области (ныне — Алматинской). Рано потеряв отца, он стал помогать семье, работая пастухом. Уже тогда мальчика тянуло к творчеству. Коротая долгие дни на жайляу, Абылхан вырезал из известняка различные фигурки, лепил глиняные поделки. 

цвет (2).JPG

Родной аул Кастеев покинул впервые, будучи 22-летним юношей. В 1926-м он уезжает в Жаркент, а оттуда в 1928-м отправляется на одну из главных строек первой пятилетки Турксиб. Именно там в нем признают художника, и в 1929-м молодой Кастеев едет в Алма-Ату оттачивать художественные навыки. 

Тут Абылхан в течение двух лет занимается в художественной студии Николая Хлудова, овладевая навыками рисунка и живописи. Познав основы профессии, Кастеев тем не менее на протяжении всего своего творческого пути сохраняет в своих работах наивность, непосредственность и фольклорную поэтичность. В это время из-под его кисти рождаются первые старательно выполненные, но пока неумелые рисунки и акварели, запечатлевающие бытовые незатейливые сцены. 

В 1930-м Абылхан Кастеев впервые едет в Москву, намереваясь поступить в художественное училище. Однако незнание русского языка и отсутствие начального образования становятся серьезными преградами, и художник возвращается в Алма-Ату. Некоторое время работает в Центральном историческом музее. 

В 1934-м давняя мечта Абылхана наконец исполняется. Он участвует в Слете народных талантов, где представляет свои иллюстрации к произведениям Абая. Отметив работы Кастеева, жюри отправляет его и других представителей талантливой творческой молодежи на обучение в Москву. 

В столице СССР художник устраивается в вечернюю художественную студию народного творчества, где овладевает техникой масляной живописи. В течение двух лет Абылхан занимается в студии, регулярно посещает выставки, что способствует стремительному развитию его способностей. 

цвет (1)  1.jpg

Возвратившись в Алма-Ату, Кастеев активно вливается в культурную жизнь страны. Он становится членом Союза художников КазССР, с энтузиазмом принимает участие в выставках, представляя полотна на темы колхозного строительства в Казахстане. В эти годы появляются такие произведения, как «Сбор хлопка», «Колхозный той», «Доение кобылиц». Динамично растет серия графических и живописных композиций под названием «Старый и новый быт». В ней находит отражение идеологическая демонстрация преимуществ советского строя, противопоставленного «темному» дореволюционному прошлому. 

Во время войны Абылхан Кастеев работает в КазТАГе, рисует военные плакаты, композиции, освещающие труд колхозников в тылу. 

В 1942-м в Алма-Ате проходит первая персональная выставка художника, на которой были представлены 143 произведения. В 1944-м за воссоздание первого образа руководителя национально-освободительного восстания Амангельды Иманова Абылхана Кастеева удостаивают звания народного художника КазССР. 

К слову, портрету отведено значительное место в творческом наследии живописца. Известен ряд произведений, на которых Кастеев обращался к образу Абая. Среди творений художника также можно найти портреты Шокана Валиханова и Жамбыла Жабаева в графике, акварели, масле. Кистью Абылхана Кастеева, помимо того, были запечатлены образы чабанов, целинников, нефтяников, рыбаков — людей, чьим трудом строилась республика. 

цвет (1).JPG

Оттачивая мастерство и пробуя разные техники, Абылхан Кастеев нередко обращался к одним и тем же сюжетам. Так, например, акварельное произведение «Турксиб», созданное в 1932-м, перевоплощается в масштабное живописное полотно спустя почти 40 лет. Похожие метаморфозы переживает образ стремительно отстраивающегося высокогорного катка «Медеу». 

К 1950-м основным жанром Кастеева становится пейзаж. В нем он работает наиболее успешно и плодотворно. Его природные образы проникнуты поэтичной трепетностью и всеобъемлющей любовью к родине. Примерно в это же время появляются акварельные циклы «Новый Казахстан», «На земле казахстанской», «Земля и люди Казахстана», запечатлевающие масштабные экономические преобразования республики. 

цвет (3).JPG
Сауран и Даурен Кастеевы, внуки известного художника

Абылхан Кастеев ушел из жизни в 1973-м. Большая часть его феноменально богатого творческого наследия хранится в коллекции Государственного музея искусств, которому в 1984-м было присвоено имя выдающегося художника. 

В 2004-м ЮНЕСКО включает день рождения Кастеева в список знаменательных дат. В штаб-квартире в Париже проходит выставка произведений художника. 

В 2014 году в Алматы к 110 годам со дня рождения живописца открылся дом-музей Кастеева.

Фото Талгата Галимова

Читайте в свежем номере: