Национальный музей искусств имени Абылхана Кастеева, один из крупнейших и влиятельнейших художественных хабов Центрально-Азиатского региона, продолжает отмечать свое 90-летие. Сейчас в его стенах проходит большая выставка «Память. Пространство. Прогресс», объединившая ярчайших казахстанских художников. Поднимая темы культурной идентичности, генетической памяти, гендерной несправедливости, понимания времени и видения будущего, экспозиция дает возможность глубже понять самобытное, неравнодушное и безустанно трансформирующееся современное отечественное искусство.
Большая экспозиция современного казахстанского искусства «Память. Пространство. Прогресс», приуроченная к 90-летию музея, была представлена зрителям 27 февраля.
В ее коллекцию вошли работы ведущих отечественных художников, таких как Бахыт Бапишев, Арыстанбек Шалбаев, Смайл Баялиев, Саид Атабеков, Сергей Маслов, Рашид Нурекеев, Молдакул Нарымбетов, Алмагуль Менлибаева, Виктор и Елена Воробьевы, Шамиль Гулиев и многих других.

Проект исследует то, как память о прошлом, реальность настоящего и представления о будущем влияют на создание художественных образов и формируют культурную самобытность Казахстана. Произведения высвечивают темы исторической памяти, трансформации традиций, взаимодействия человека с технологиями, а также переосмысления национальной идентичности в условиях неумолимой глобализации.
В рамках выставки представлены инсталляции Рашида Нурекеева «Всю дорогу нет дождя» (2022) и «Безумная любовь лисы и вагона» (2021), а также видеоарт-творения Алмагуль Менлибаевой, Арыстанбека Шалбаева и Смайла Баялиева, чье творчество играет важную, заметную роль в современном художественном процессе Казахстана.

Важное место в экспозиции отведено проекту Сергея Маслова «Байконур 2» — одному из первых произведений научной фантастики в культуре независимой республики. Он состоит из эссе, слайд-шоу и модифицированной юрты, предлагая зрителям свежий взгляд на возможное будущее. Художник заменяет традиционные образы советских космонавтов на образы кочевников, разрушая противопоставление между прошлым и будущим, традиционным и футуристическим.
Работы Бахыта Бапишева пронизаны глубоким многослойным символизмом. В картине «Птица над озером» (2005) каменистый берег олицетворяет стойкость и память, а вода и рассекающая небосклон птица — движение и свободу. Произведение «Без названия» (2004-2018) носит экспрессионистский, тревожный характер: фигуры с размытыми очертаниями застыли в переходном состоянии, а яркие насыщенные цвета и плотная фактура усиливают ощущение внутреннего напряжения и поисков идентичности.

Проект Молдир Сагындык «Мягкий шип» раскрывает тему женского страха и скрытого насилия. Используя мягкие обволакивающие ткани, художница создает атмосферу уюта, за которой между тем скрывается опасность. Единственный глаз, ставший центром произведения, символизирует оцепляющее одиночество и потребность в помощи, а форма занавески подчеркивает скрытую, но одновременно и ужасающе реальную угрозу.
Мадина Жолдыбек же исследует темы женской идентичности, материнства и телесной автономии. В триптихе «Обычная звезда, нейтронная звезда, черная дыра» она проводит параллель между физическими процессами во Вселенной и изменениями, происходящими в женском теле.

Проект Алмагуль Менлибаевой под названием Balkhash Forum. Cyber Textile исследует взаимодействие ремесленных традиций и цифровых технологий, раскрывая постчеловеческие и постколониальные перспективы. Работа акцентирует роль женщины как творца в истории текстиля, объединяя традиционные подходы с инновационными методами.
Виктор и Елена Воробьевы в рамках экспозиции представили проект «Выравнивание горизонта», посвященный восприятию пространства и границам видимого. В нем они исследуют то, как мы видим окружающий мир и где расставляем его пределы.

Организаторы подчеркивают, что выставка «Память. Пространство. Прогресс», приуроченная к 90-летию Национального музея искусств имени Абылхана Кастеева, создает многослойное художественное пространство, где зритель становится свидетелем диалога между прошлым, настоящим и будущим, исследуя эволюцию национальной культуры через призму современных художественных практик.
Фото Талгата Галимова