Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Как атаман Фольбаум в Верном правил  
ИсследованияИстория

Как атаман Фольбаум в Верном правил  

Из истории Семиречья начала ХХ века

«Каким ты был, таким ты и остался, орел степной, казак лихой», — поется в песне. Казачество — это уникальное социокультурное явление. В его рядах есть русские, казахи, киргизы, украинцы, узбеки, белорусы и татары, которые чтут славные традиции и обычаи предков.

(По материалам Владимира Проскурина)

«Библиотекари, музееведы, архивисты, историки и краеведы основали современный взгляд на утраченное в годы строительства Страны Советов казачество, — пишет историк и краевед Владимир Проскурин. — Имена некоторых из них останутся в памяти алматинцев: отмечалось 100-летие Н.Б. Митропольской и 70-летие ее дочери Т.Б. Митропольской, автора книги «Из истории Семиреченского казачества». Историограф исследовала тему создания Семиреченского казачьего войска и его деятельность (1867-1918 годы), раскрыв особенности действий казаков в переломные революционные годы, описала быт и уклад жизни, их воинскую доблесть и славные дела, а также ликвидацию войска».

Проскурин пишет: представлены труды писателей-краеведов Н.П. Ивлева и его сына, историографа казачества М.Н. Ивлева, издавших серию «Алма-Атинские находки». Авторы публикаций отмечали, что гонения советской власти после окончания гражданской войны привели численность казачества в Семиречье едва ли не к нулю, хотя в Гражданскую войну немалая часть его перешла на сторону большевиков. «Это был особый класс общества, организовавший борьбу «рабочих и крестьян, казаков и красноармейцев с проклятым царским прошлым».

Оргбюро ЦК РКП(б) 24 января 1919 года приняло секретную директиву о «расказачивании». В ней говорилось: «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно. Провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим прямое или косвенное участие в борьбе с советской властью. Провести полное разоружение, расстреливать каждого, у кого будет обнаружено оружие».

Генерал Фольбаум в Верном

В своем очередном очерке Владимир Проскурин пишет о судьбе генерал-лейтенанта Михаила Александровича Фольбаума (1866-1916 годы) — военного губернатора, командующего войсками и наказного атамана Семиречья. «Блистательный офицер, военачальник в списке Георгиевских кавалеров, герой Отечества в годы Первой мировой войны, Фольбаум входил в состав лейб-гвардии Сводного казачьего полка. Впервые прибыл в Верный из Баку весной 1909 года.  Его именем была переименована станица Попутненская, где он состоял почетным стариком станицы Фольбаумовская (ныне аул Арал-Тобе).

В годы войны Фольбаум служил в составе 2-й армии Северо-Западного фронта. В 1914-1915 годы воевал в составе 2-го Кавказского, 6-го и 4-го Сибирских армейских корпусов, начальник 3-й Сибирской стрелковой дивизии. Герой Первой мировой войны, получил Георгиевское золотое оружие. У деревни Воли-Шидловской 18 мая 1915 года пострадал во время газовой атаки немцев и получил осложнения на сердце. В 1915-м вернулся в Верный. Вновь был назначен на должность военного губернатора, командующего войсками, наказного атамана Семиреченской области.

Когда в Верном зажглись первые лампы

Во время его руководства Семиреченской  областью в центре городского парка на перекрестке проспекта Колпаковского (Достык) и улицы 19 февраля (Айтеке би) напротив Туркестанского собора появился памятник в честь Александра Второго (1912 год), «под чьей державой возникло Семиречье». Отмечались 100-летие Отечественной войны 1812 года и 300-летие царствования Дома Романовых. Загорелись в Верном первые восемь электрических лампочек на Рождественской елке и был освящен первый городской телефон на сто номеров. После землетрясения 1911 года в Верный прибыли генерал-губернатор и войсковой атаман Туркестанского края А.Н. Куропаткин, а также генерал-майор А.И. Багратион-Мухранский свиты Его Императорского Величества. Он возглавил Комиссию по оказанию помощи пострадавшим. Кстати, Куропаткин впервые приехал в Верный на автомобиле.

В годы атаманствования был создан Войсковой музей Семиреченского казачьего войска. Преосвященный Димитрий обратил Больше-Алматинскую церковь в Войсковой собор, нареченный Узун-Агачским в память славной победы над кокандцами в 1860 году. Отмечен столетний юбилей знамени 1-го Семиреченского конного казачьего полка, которому присвоено имя генерала Г.А. Колпаковского, Вечного шефа войска. Изданы книги войскового старшины Н.В. Леденева «История Семиреченского казачьего войска» (1909 год), вышла брошюра есаула Н.А.  Ананьина о походе казачат в 1912 году из Верного в Петербург. Наказной атаман М.А. Фольбаум был удостоен августейшей аудиенции. Он подарил императору, его супруге и наследнику Алексею Николаевичу, Всероссийскому шефу казачества, брошюру казака-семирека.

В Верном был открыт первый стационарный кинотеатр «ХХ век». Джаркентский офицер П.Н. Краснов, полковник, командир 1-го Сибирского казачьего Ермака Тимофеева полка, описал встречу с генералом в очерке «Кинематограф»: «Михаил Александрович Фольбаум сейчас же и принял меня в большом и тихом угловом кабинете вдали яблоневого сада. Каждый день в шесть часов мы обедали у Фольбаумов, гостеприимство которых было необычайно трогательное. Его супруга Екатерина Павловна была дочерью известного циркового актера Образцова. Может быть, поэтому вечера в доме Фольбаума на ул. Солдатской (Мауленова) и Командирской (Богенбай батыра) были театральными. Дети, мал мала меньше — Ирина, Софья, Александр, Наталья, Алексей, Ольга — были исполнителями «капустников»…

После официального рапорта мы разговорились. Генерал Фольбаум был влюблен в свое Семиречье. Он был пятью годами старше меня, прошел те же петербургские учебные заведения, что и я, и начал службу в лейб-гвардии Павловском полку. Он помнил и мое творчество — псевдоним в публикациях вроде «Питерского Града». И меня знал в писательстве как «Гр. А.Д.». Я же знал Фольбаума как талантливого рисовальщика-карикатуриста. Еще так недавно в одном московском иллюстрированном журнале были помещены его карикатуры на «аттестации».

Деяния генерала были направлены на успех торговли и промышленности Семиречья. На капиталы коммерсантов, предпринимателей и меценатов строился и благоустраивался город Верный. В годы его службы заработала Каргалинская суконная фабрика купца С.Г. Шахворостова. Началось автомобильное грузопассажирское движение Токмак — Верный. Фольбаум мечтал о создании ирригационных сетей, чтобы пересечь в китайских пределах истоки Или, рек Кунгей и Текес и выкопать большой арык для орошения пустынной Приилийской долины для культурного хлебопашества, взращивания садов и хлопка.

Генерал Фольбаум состоял председателем ипподрома Верненского скакового общества, содержал на своей ферме поголовье кашгарских пони, был председателем Верненского общества покровителей животных.  У себя на даче он завел обычай дарить новым поселенцам гнезда кур-плимутроков и уток. Он гордился тем, что в Семиречье не было непородистой птицы, а скот был племенной. В семиреченских станицах трудились крепкие лошадки. В Пржевальске создали заводскую конюшню с жеребцами Деркульского, Ново-Александровского, Лимаревского и Стрелецкого конезаводов. 

7  5    Войсковой музей Сем КВ.jpg

Славянская фамилия генерала Фольбаума

Указ российского императора о разрешении изменить фамилию Фольбаум на славянскую Соколов-Соколинский (по фамилии предка) был представлен 9 сентября 1916 года. Царский ответ пришел в Верный в день 50-летия генерала и в час его кончины. Указ императора о разрешении изменить фамилию был представлен уже его многодетной вдове.

Любопытный факт из открытых источников: «Генерал был погребен в склепе у казачьего собора Большой Алма-Атинской станицы. После Февральской революции 1917 года жителей Верного будоражили слухи, что Фольбаум не умер, а, предчувствуя революцию и боясь народного гнева, сбежал в Китай. Вместо него в гроб был якобы положен и погребен двойник-казак. Для проверки слухов захоронение принародно вскрывали. По отсутствию большого пальца на правой руке покойного убедились, что погребен именно губернатор, а не вымышленный казак. Глумление над трупом предотвратил старый казак. Он погрузил в бричку гроб с покойным наказным атаманом Семиреченского войска и увез, как говорили, на свою заимку, где тайно предал вторично земле. Место погребения М.А. Фольбаума неизвестно».

В.Н. Проскурин пишет: «По версии очевидца В.Ф. Баудера, войскового агронома, торжественные проводы генерала Фольбаума проходили от усадьбы на ул. Солдатской (Мауленова) и Командирской (Богенбай батыра) до склепа Войскового собора Большой Алма-Атинской станицы (ныне Серафимо-Иверский женский монастырь). В похоронах приняли участие протоиерей Владимир Антонов, священники Иоанн Зверев и Сергей Бредников. 6 апреля 1917 г. на первом Казачьем съезде делегаты постановили тело генерала Соколова-Соколинского (Фольбаум) похоронить на Мало-Алма-Атинском кладбище».

Из газеты «Заря Свободы»: «Призывы к раскапыванию могил слуг старого правительства и к злорадному торжеству и наглому издевательству над разложившимися трупами недостойны свободных граждан. Такого рода призывы деморализуют массы». «Между прочим, — отмечает Проскурин, — старая газета «Семиреченские областные ведомости» — орган Временного правительства, еще долго издавалась и читалась в белогвардейских центрах, а ныне хранится в библиотеках Европы. В Берлине и Франкфурте-на-Майне читателю представлены газеты и журналы Омска, Ташкента, Верного —  весьма ценные и значимые экземпляры по истории Казахстана».

По данным областной газеты «Ведомости», место погребения М.А. Фольбаума неизвестно. Как, впрочем, и других значимых для Семиречья граждан. Были осквернены могилы Преосвященных архиепископов Софония и Никона. В бывшем казачьем соборе открыт кинотеатр «Ударник» (сгорел, как многие памятники истории и культуры города). «Правительство Советского Семиречья арестовало и казнило выдающихся деятеле. Среди них викарный епископ Пимен (расстрелян в роще Баума 3 сентября 1918 года), священник Владимир Цедринский (зверски убит в Лепсинске 14 августа 1918 года), в Абакумовке забит камнями в колодце первый летчик Семиречья Александр Шавров, внук протоиерея Алексея Шаврова, настоятеля Туркестанского собора, сосланного в Челябинский концлагерь. Десятки и десятки патриотов семиреков, загубленных в годы строительства социализма», — сообщает подпольная газета «Ведомости».

В 1998 году обнаружены остатки надгробья, некогда покрытого мраморной доской с эпитафией. Также панагии, принадлежащие Преосвященному Никону. Об этой трагедии писала газета «Семиреченские областные ведомости» — орган Временного правительства Семиречья. Однако в советской библиографии о буржуазной газете нет ни слова.  «Ведомости» были переименованы в советскую «Зарю Свободы», где нет места для описания событий, о которых он поведал в данном очерке.

Иллюстрации из семейного альбома биолога В.Б. Павпертовой — внучки инженера-гидротехника А.М. Соколова-Соколинского.

Читайте в свежем номере: