Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
В ИИ все копают одну траншею
ИсследованияТехнология

В ИИ все копают одну траншею

Фото сгенерировано ИИ ChatGPT

На прошедшем в январе 56-м Всемирном экономическом форуме в Давосе лауреат премии Тьюринга и бывший вице-президент компании Meta по ИИ Жан Ле Кун заявил, что большие языковые модели ИИ (LLM AI) никогда не достигнут интеллекта, сопоставимого с человеческим (AGI).

Присуждаемая ежегодно с 1966 года международной Академией вычислительной техники (Association for Computing Machinery, АСМ) премия Тьюринга вручается за выдающийся вклад в информатику и вычисления. Названа в честь английского ученого Алана Тьюринга, получившего первые глубокие результаты вычислимости до появления электронных вычислительных машин (ЭВМ). В информационных технологиях премия Тьюринга имеет статус, аналогичный Нобелевской премии в академических дисциплинах. С 2014 года размер премии Тьюринга составляет миллион долларов. Обладателем премии можно стать лишь единожды.

«В Кремниевой долине все копают одну траншею», — сказал Ле Кун с трибуны Давоса. По словам ученого, LLM AI впечатляют лишь потому, что язык – это легко. LLM побеждают человека в традиционных и цифровых играх (шахматы, компьютерные битвы), сдают экзамены на юриста и пишут машинный программный код, но не работают с реальным миром. Именно поэтому до сих пор нет промышленных и домашних роботов, полностью автономных автомобилей и других транспортных средств без участия человека, подчеркнул Ле Кун.

Его позиция контрастирует с прогнозами руководителей компаний Anthropic, Google Deep Mind и OpenAI Дарио Амодеи, Демиса Хассабиса и Сэмюэля Альтмана. Хассабис оценивает 50 процентами вероятность появления AGI к 2030 году. Амодеи ожидает AGI в 2027-м и рассказывает, что инженеры Anthropic уже не пишут компьютерные программы вручную, а только редактируют код, сгенерированный ИИ. Он, по прогнозу Амодеи, «заменит большую часть, возможно, и всю работу программистов в течение 6-12 месяцев». А Альтман обещает, что его OpenAI создаст модель AGI уже в текущем году.

Ле Кун ушел из Meta в ноябре 2025 года из-за несогласия с курсом руководства компании на LLM и учредил в Париже фирму AMI Labs. Она делает ставку на «мировые модели ИИ» — системы, которые начнут понимать физику и причинно-следственные связи явлений вместо лишь угадывания следующего слова, как это делают алгоритмы LLM. Для реализации замысла AMI Labs при ее оценке в 3 миллиарда евро привлекает 500 миллионов евро.

Ле Кун далеко не первый среди лауреатов престижных международных премий, кто выражает сомнения и несогласие с преобладающей ставкой в развитии ИИ на LLM. Например, Дарон Аджемоглу, лауреат Нобелевской премии по экономике 2024 года, указывает на отсутствие прорывных ИИ-продуктов, слишком малое количество сфер (компьютерно-игровая индустрия, вооружения, только частично — медицина), где можно использовать нейросети, а также гигантские расходы на разработки, которые сложно окупить.

Осенью 2024 года, еще до присуждения Нобелевской премии, в комментарии агентству Bloomberg, говоря об ИИ, Аджемоглу подчеркнул, что не принадлежит к числу скептиков этой технологии и считает ее полезной для экономики. Но при этом экономист не видит оснований для промышленной и уж тем более экономической революции. По его оценке, в ближайшие десять лет нейросети займут не более пяти процентов рабочих мест, что слишком мало для кардиального прорыва. «Кучу денег потратят впустую, — сказал Аджемоглу в разговоре с Bloomberg. — Вы не получите экономическую революцию из этих пяти процентов».

В унисон звучат оценки перспектив ИИ лауреатов Нобелевской премии по физике 2024 года американца Джона Хопфилда и канадца Джеффри Хинтона. Парадокс в том, что оба они получили премию за новаторские работы с 1980-х именно об основах ИИ. По оценке жюри премии, эта пара была удостоена награды «за основополагающие открытия и изобретения, которые делают возможным машинное обучение с использованием искусственных нейронных сетей».

Несмотря на это (или благодаря своим знаниям проблемы изнутри?), Хопфилд и Хинтон выражают тревогу по поводу технологии, которую они помогли воплотить в жизнь. «Вы не знаете, что коллективные свойства, с которых вы начали, на самом деле являются коллективными свойствами со всеми взаимодействиями, и поэтому вы не знаете, не скрывается ли в этих процессах какая-то спонтанная, но нежелательная вещь», — сказал Хопфилд на собрании по видеосвязи в Принстонском университете, где физик работает много лет.

«При тех же обстоятельствах я бы снова поступил так же, но я обеспокоен тем, что общим последствием этого может стать то, что системы, более разумные, чем мы, в конечном итоге возьмут ситуацию под контроль», — заявил Хинтон журналистам после объявления о присуждении ему и Хопфилду Нобелевской премии.

Хинтон, известный как «один из крестных отцов ИИ», в 2023 году вызвал в научном сообществе удивление, когда уволился из Google, чтобы предупредить о «серьезном риске для общества и человечества» этой технологии. В марте 2023 года, когда Хинтона спросили, может ли ИИ уничтожить человечество, он ответил: «Это не немыслимо».

Читайте в свежем номере: