Осенью 2019 года кениец Элиуд Кипчоге на марафонской дистанции протяженностью 42 километра 195 метров впервые в истории «выбежал» из двух часов. Результат бегуна — 1 час 59 минут 40 секунд — единодушно признан фантастическим.
Получается, Кипчоге бежал быстрее 21,1 километра в час. Это скорость хорошо тренированного велосипедиста-любителя. Спортивная общественность разделилась на два лагеря. Один был искренне рад за спортсмена, установившего, казалось бы, немыслимое достижение. А скептики посчитали, что оно было бы невозможно, не используй африканец кроссовки модели Nike Vaporfly.
Считается, что первая специальная обувь для бегунов появилась в 1860-х годах. Она была похожа на современные остроносые полуботинки с той лишь разницей, что на их подошве было несколько коротких металлических шипов. Они помогали удерживать равновесие в беге по пресеченной местности с мягкой (земляной, травянистой) поверхностью.
В дальнейшем разработка и производство беговой обуви разделились на два направления — шиповки для спортивных дорожек (сначала земляных и травяных, затем гаревых, резино-битумных, тартановых и т.д.) и туфли без шипов для любой поверхности, получившие название кроссовок.
Они состоят из трех основных элементов: верха, межподошвы и подметки. Первый призван удерживать обувь на ноге и особого значения для повышения результатов не имеет. Третья деталь соприкасается с землей и обеспечивает устойчивость. Преимущество же спортсмену может дать межподошва, которую с начала 1970-х делают из похожего на пену материала, амортизирующего стопу.
Ключевым фактором успеха этой спортивной обуви признано количество возвращаемой при амортизации энергии. Возврат обеспечивается за счет податливости и упругости. В первом случае это способность материала прогибаться под давлением, а во втором — возвращение части принятой энергии обратно.
Большинство современных высококачественных спортивных кроссовок обеспечивает 50-65 процентов обратной отдачи. Но фирме Nike, разработавшей модель Vaporfly, удалось довести этот показатель до 85 процентов. Кроссовки Vaporfly обеспечивают непревзойденную отдачу энергии за счет уникального баланса податливости и упругости. Он достигнут благодаря двум инновациям.
Первая — пена Pebax, которую Nike для пущей выразительности переименовала в ZoomX. Долгое время при изготовлении межподошвы в кроссовках использовался легкий поролон. Пена Pebax — ZoomX почти невесома. Поэтому Nike, не утяжеляя кроссовки, смогла увеличить толщину межподошвы до 40 миллиметров. Вторая особенность Vaporfly — суперэластичная пластина из углеродного волокна в подошве. Совместно два этих элемента отталкивают тело от земли вверх-вперед и снижают энергозатраты бегунов, повышая их результаты в среднем на четыре процента.
Вроде бы немного, но в большом спорте эта прибавка играет весомую роль. На марафоне Олимпийских игр 2016 года результаты спортсменов, занявших места со второго по 15-е, уступали времени победителя менее четырех процентов. Все три призера бежали тогда в кроссовках Vaporfly. И началось. На последующих важных соревнованиях доходило до того, что марафонцы, чьими спонсорами были другие производители кроссовок, надевали Nike Vaporfly, маскируя их логотипами своих контрактных поставщиков экипировки.
В правилах Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) имелся пункт следующего содержания: «Обувь не должна давать спортсменам несправедливое преимущество». Подпадают ли под это краткое определение кроссовки Vaporfly?
Можно вспомнить другой прецедент на чемпионате Европы по плаванию 2008 года. На нем пловцы в костюмах LZR racer компании Speedo побили сразу 17 мировых рекордов! Разбирательства завершились компромиссом, ограничившим площадь тела пловца, покрытую особым водоотталкивающим материалом.
С кроссовками все пошло по такому же сценарию. В начале 2020 года в легкоатлетических правилах появился стандарт, ограничивший общую толщину подошвы кроссовок четырьмя сантиметрами и допустивший использование лишь одной эластичной пластины. Но это решение мало что изменило. Nike, а вслед за ней и другие фирмы совершенствуют конструкцию и материалы межподошвы, укладываясь в обозначенное ограничение.
Вспоминается также эфиопец Абебе Бикила, признанный национальным героем после побед в марафоне на Олимпийских играх 1960 и 1964 годов, оба раза с высшими мировыми достижениями. Причем в 1960 году Бикила стал первым олимпийским чемпионом — представителем Африки, пробежав всю дистанцию... босиком!
Среди очевидных следствий технологического допинга — снижение ценности новых рекордов и спортивных результатов в целом. Согласитесь, одно дело — выиграть марафон босиком и совсем другое — в кроссовках, толкающих тебя к финишу с меньшими личными усилиями. Так, глядишь, технологическая стимуляция обгонит по эффективности старшего собрата — допинг с помощью препаратов, где соревнуются не столько спортсмены, сколько фармацевты. У технодопинга преимущество — он в отличие от запрещенного химического якобы не вредит здоровью. По крайней мере, так считается сегодня. Но что выяснится завтра?