В Казахстане, как выяснилось, хромает переход на единую современную систему координат. И дело не только в устаревших данных, но и в разрозненности работы профильных ведомств, понижении статуса институтов картографии и геодезии как таковых и даже в сопротивлении некоторых госорганов нововведениям в этой сфере.
Об этом в своем депутатском запросе на имя министра искусственного интеллекта и цифрового развития РК Жаслана Мадиева заявила мажилисвумен Екатерина Смышляева.
По ее словам, учитывая к тому же реализацию поручений главы государства, касающихся комплексной цифровизации всех отраслей экономики, «особое значение приобретает развитие национальной геодезической инфраструктуры и использование точных пространственных данных». Тем более что пространственные данные сегодня являются не просто техническим инструментом, а базовым элементом архитектуры цифрового государства.
— От точности государственной системы координат напрямую зависит качество адресных реестров, кадастровых данных, градостроительного планирования, управления территориями и функционирования цифровых сервисов, включая решения на базе искусственного интеллекта, — говорит Смышляева.

Для этой цели в 2023 году в Казахстане была разработана и введена современная государственная система координат QazTRF-23, пришедшая на смену устаревшей системе СК-42. Так вот, сегодня вроде созданы все необходимые технические и методологические предпосылки для полноценного перехода на новую систему координат. Однако практическое внедрение QazTRF-23 осуществляется фрагментарно. А постановление Правительства РК об обязательном использовании новой системы координат, по словам депутата, исполняется не в полном объеме. Плюс ряд новых проектных и учетных работ продолжают выполняться в старых системах координат, и ключевые государственные информационные системы, в том числе ЕГКН и АИС ГЗК, по-прежнему функционируют в прежнем формате. Особую обеспокоенность Екатерины Смышляевой вызывает сохраняющаяся разрозненность координатных систем.
— Так, до перехода на QazTRF-23 только на территории Алматы одновременно использовались 72 локальные системы координат, созданные различными организациями без единой методологии согласования. Аналогичная ситуация наблюдалась и в ряде других регионов страны. При этом до 80 процентов управленческих решений в таких сферах, как архитектура и строительство, землеустройство, транспорт, недропользование, экология и безопасность, принимаются на основе пространственных данных, — утверждает она.
Дополнительным фактором риска является отсутствие действенных механизмов миграции ретроспективных данных, находящихся в ведении местных исполнительных органов, а также фактическое неисполнение нормы законодательства о передаче пространственных данных в Национальный фонд пространственных данных.
— Ситуация усугубляется институциональными факторами. Понижение статуса профильного органа с Комитета до департамента в сфере геодезии и картографии ослабило межведомственную координацию. Одновременно проявляется сопротивление отдельных государственных органов. Это понятно, ведь переход на единую современную систему координат неизбежно выявляет накопленные за годы спорные и неточные территориальные решения, за которые сегодня отсутствует персональная ответственность. В результате мы фактически подошли к этапу технологической готовности, но столкнулись с управленческим и институциональным разрывом. Новая система координат существует, однако не интегрируется в ключевые государственные цифровые сервисы, а данные продолжают оставаться разрозненными и несопоставимыми, — сетует мажилисвумен.
Она предлагает все-таки незамедлительно принять срочные системные управленческие решения, касающиеся централизованного и ускоренного перевода ретроспективной пространственной информации в систему QazTRF-23 с утверждением единого плана миграции и определением ответственных операторов. А еще точно не помешало бы, по ее словам, обеспечить интеграцию государственных и региональных геопорталов, содержащих пространственные данные, точно так же, как и совершить технический переход ключевых государственных информационных систем (ЕГКН, АИС ГЗК и т.п.) на систему координат QazTRF-23.
«Переход на единую современную систему координат неизбежно выявляет накопленные за годы спорные и неточные территориальные решения, за которые сегодня отсутствует персональная ответственность».
Фото из открытых источников
