Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияТехнология

СФИНКС, опередивший время на четверть века

В начале 1980-х, когда мир восторгался видеомагнитофонами, группа советских дизайнеров и инженеров под началом Дмитрия Азрикана мечтала о гораздо большем. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) они начали разрабатывать СФИНКС — суперфункциональную интегрированную коммуникативную систему, которая фактически заложила основы целого ряда современных технических решений, в том числе «умного дома». 

«Посмотрите на свое рабочее место, — предлагал Дмитрий Азрикан. — Груда плохо совместимых между собой разношерстных технических «уродов», каждый из которых проектировался как единственный и неповторимый экспонат, а не элемент структуры, связанный с другими элементами множеством разнообразных связей. Взгляните на свою кухню. На систему городского транспорта... Это же безумное расточительство ресурсов при полном пренебрежении к человеку!».

Идея СФИНКС состояла в том, чтобы объединить сначала домашнюю бытовую технику — холодильник, телевизор, магнитофон и другую электронику — в единую систему, управляемую центральным процессором. Он должен был стать «мозгом» дома, принимая, сохраняя и распределяя информацию по экранам, колонкам и другим, как сегодня говорят, гаджетам, а затем внедрить такой подход во всем народном хозяйстве Союза. 

Старые фотографии сохранили вид экспериментальных образцов, созданных инженерами ВНИИТЭ. Выглядят эти модели вполне современно: звуковые колонки, похожие на шары, плоские экраны, напоминающие современные телевизоры, пульты управления. В том числе большой с сенсорным (!) экраном и портативные с кнопочками. Чтобы все это работало, в квартирах и домах, производственных цехах и административных помещениях предлагалось прокладывать универсальные кабели, по которым бы шло электропитание и управление электроникой. 

Для хранения информации авторы СФИНКС предсказывали появление универсального носителя — аналога HDD и флешек. Инженеры ВНИИТЭ предвидели, что такой носитель сначала будет дисковым, а потом кристаллическим. Разработчики предусматривали и беспроводное подключение устройств. Они верили, что центральный процессор сможет принимать и передавать информацию по радиосигналу — прообразу Wi-Fi. 

Кроме того, в систему СФИНКС входили носимые устройства, по современной терминологии, прототипы «умных» часов и браслетов, беспроводных наушников, систем управления городским транспортом, предвестников современных бортовых компьютеров. 

«Носимые эффекторы, в некоторых случаях совмещенные с процессорами и интерфейсами, станут элементами одежды и особым видом украшений, какими стали часы, например, — рассказывал о СФИНКС советский журнал «Техническая эстетика». — Здесь возможны и неожиданные решения: допустим, солнечные очки по команде пользователя превращаются в дисплей, индицирующий время или другую необходимую информацию (частоту пульса, температуру тела или окружающего воздуха)». 

Впервые публично СФИНКС был показан на семинаре «Интердизайн» в Ереване в 1985 году. На нем был представлен первый прототип домашней части системы. В нее входили сферические акустические колонки и стереопара плоских колонок, большой экран для совместного использования и маленький монитор, головной телефон, ручной пульт управления дисплеями, переносная телефонная трубка, диски (накопители информации) и управлявший всей системой процессор с тремя блоками. 

«В случае использования системы одним потребителем или единовременного потребления одной и той же информации в разных помещениях квартиры достаточно применения одного блока памяти, — комментировал показ Дмитрий Азрикан. — Процессор позволяет неограниченно наращивать число блоков памяти, что дает возможность в одно и то же время принимать или воспроизводить несколько программ для разных членов семьи». 

Идеям советских инженеров и дизайнеров не было суждено воплотиться в жизнь из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны государства, столь необходимой для запуска в массовое производство. Однако концепция, сформулированная Азриканом и его единомышленниками Игорем Лысенко, Алексеем Колотушкиным, Мариной Михеевой и другими, спустя несколько лет нашла отражение в разработках американской компании Apple. Представители этой компании, созданной в 1976 году и еще мало кому известной, также посещали семинар в Ереване. Информация об этом обнаруживается в публикации 39-летней давности о событии в столице Армении опять же в журнале «Техническая эстетика».

СФИНКС был прорывом, намного опережавшим свое время. Но, увы, советская промышленность не была готова к таким технологическим скачкам, тем более во время горбачевской перестройки. Поэтому проект так и остался на бумаге. Союз рушился, было не до «умных домов», а с развалом страны СФИНКС и вовсе канул в Лету. 

Уроженец Одессы Дмитрий Азрикан эмигрировал в США. Там он продолжил трудиться по специальности и разработал авторскую программу подготовки дизайнеров. В 2000-х футурологический проект компьютеризации жилища СФИНКС вспомнил британский журнал Esquire, который включил его в свою версию десяти главных советских дизайн-решений ХХ века. 

Читайте в свежем номере: