Миллионы людей все чаще смотрят ASMR. Эта аббревиатура означает «автономная сенсорная меридиональная реакция». Ее вызывает просмотр видеороликов определенного содержания. Оно крайне примитивно.
Движения рук и ладоней на камеру крупным планом. Обещания шепотом успокоить, бессвязное бормотание в микрофон и его царапание, в том числе трехсантиметровыми наманикюренными ногтями. Процедура макияжа, шуршание напоказ бумажными и другими пакетиками, подмигивание, томность в смазливых и не очень дамских, иногда детских лицах. И тому подобное вроде бы бессмысленное.
Но с начала текущего года ASMR — самый популярный запрос для поиска на YouTube. Лишь в январе 2025-го такие видео искали 24 миллиона раз, что на восемь миллионов больше, чем у ближайшего конкурента по просмотрам. Согласно беспорядочным, несистематизированным отзывам, ASMR якобы вызывает у зрителей-слушателей приятные покалывания и мурашки в голове и теле, расслабляет, успокаивает и усыпляет даже в общественных местах.
ASMR методично проанализировало британское агентство социальных и поведенческих исследований Revealing Reality. Его специалисты изучили четыре тысячи ASMR-роликов и опросили более двух тысяч взрослых людей, знакомых с этим жанром видео. Более подробно социологи поговорили с 12 любителями ASMR и четырьмя их авторами. Выводы агентства неутешительны.
В основном ASMR смотрит молодежь в возрасте от 18 до 35 лет. Больше всего жанр любят те, кому окружающий мир кажется слишком шумным и подавляющим. Таких людей оказалось больше всего среди 18-40-летних, нежели в поколении их родителей. Около половины респондентов в возрасте 25–34 лет признались, что чувствуют себя потерянными в людных местах. Среди респондентов в возрасте 65+ этот показатель лишь 24 процента.
Любителей ASMR одолевает социальная тревожность. Около 40 процентов всех респондентов пожаловались на психологический дискомфорт в торговых центрах и общественном транспорте. Более одной пятой опрошенных рассказали, что для заглушения звуков извне носят вне дома наушники-шумоподавители постоянно.
Авторы исследования утверждают, что ASMR — один из способов блокировать не только звуки, но и образы, запахи и стимуляцию повседневности. Зрители смотрят эти видео, чтобы избежать стресса от социальных ситуаций. Именно такие люди получают больше удовольствия от ASMR. Кроме того, ASMR нравится и людям со слабой концентрацией внимания, говорится в отчете Revealing Reality.
Просмотр ASMR усугубляет стремление зрителей к изоляции. Исследователи задали одинаковые вопросы всем респондентам, пытаясь лучше понять причины их тревожности и стремления к обособленности. Их ответы среди молодых людей показали, что больше половины из них выберут возможность работать в одиночестве, а 30 процентов предпочитают онлайн-переписку личному общению.
Популярность ASMR-роликов также объясняется их иллюзией доверительности. Многие видео построены по сценарию, в котором блогер имитирует тет-а-тет — якобы трогает, причесывает зрителя, наносит ему макияж или делает массаж. В некоторых сценариях блогер играет для зрителя роль романтического партнера, друга или личного врача. Такой тип ASMR уже назвали personal attention — «персональное внимание».
Одна из опрошенных ASMR-блогерш, на канал которой подписано более 1,2 миллиона человек, считает, что людям нравится ощущать персональную заботу, даже если о них хлопочет незнакомец из интернета. В своих видео она часто говорит зрителям комплименты, поскольку они любят похвалу. По ее словам, многие смотрят персональные ASMR-видео, потому что одиноки и ищут хотя бы суррогатного общения.
Авторы исследования пришли к выводу, что избегание тревоги, которую вызывает реальность, — не лучший способ адаптации в обществе. Чем меньше времени человек осознает себя в соцсреде, тем более устрашающим кажется ему внешний мир. Попытка избежать тревоги, в том числе с помощью ASMR, лишь еще больше изолирует человека. Отказываясь от тревожных аспектов жизни, люди снижают свою реальную способность справляться с ними, предупреждает Revealing Reality.
Кто потирает ручонки, так это производители наушников. Спрос на них вырос с начала года на десятки процентов. Если в 2021 году рынок бытовых средств шумоподавления составлял 13,1 миллиарда долларов, то к 2030-му его объем, по прогнозам, вырастет более чем в три раза, до 45,4 миллиарда долларов.
Автор этих строк пытался посмотреть на компе около десятка ASMR продолжительностью от трех минут до получаса. Ни один досмотреть до конца не получилось, хватало терпения максимум на минуту. Единственные ощущения — скука и досада от того, что смотрю и слушаю редкостную лабуду. Но это субъективное восприятие не отменяет актуальности более глубоких исследований ASMR, в том числе военными психологами и другими спецами. Кто его знает, а вдруг в этих видео 25-й кадр и другая хрень для глумливого превращения зрителей в трусливых гедонистов или подобие овощей?