Ученые из «КаздорНИИ» и ТОО «Каздоринновация» провели обследование участков автомобильных дорог с отбором материалов на экспериментальных участках автодорог «Павлодар – Семипалатинск – Калбатау» и «Омск – Майкапшагай», где в ходе реконструкции основания ранее был применен бокситовый шлам, что является побочным продуктом при производстве алюминия. И лабораторные исследования показали, что отобранные на этих участках образцы из основания дорожной конструкции стали в 2–3 раза прочнее. Об этом сообщила пресс-служба Министерства транспорта РК.
Напомним, что экспериментальный участок автодороги «Павлодар – Семипалатинск – Калбатау» был уложен 7 лет назад, а экспериментальный участок автодороги «Омск – Майкапшагай» - 20 лет назад.
Ученые отметили, что «в Казахстане имеются многомиллиардные запасы крупнотоннажных техногенных отходов, которые могут быть применены в автодорожных проектах. Также имеется необходимая нормативная база - СТ РК 781-2004 и ГОСТ 32826-2014». И потому данный опыт, по мнению отечественных ученых, необходимо взять на вооружение.
- Широкомасштабное применение технологии производства вяжущих из техногенных отходов позволит пересмотреть расходы на дорожно-строительные работы в сторону экономии, и даст возможность ускорить темпы строительства дорог, что позволит строить минимум 3-5 тысяч километров новых дорог в год, - подчеркнул руководитель управления науки АО «КаздорНИИ», к.т.н. Кайрат Мухамбеткалиев.
Кроме того, сейчас ученые из АО «КаздорНИИ» завершают разработку добавки для самоуплотняющихся бетонных смесей автомобильных дорог на основе техногенных отходов, инновационного состава минерального порошка для асфальтобетона, пропиточных составов для асфальтобетонных и цементобетонных покрытий.