Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Фильм, фильм, фильм! Современное кинопроизводство и технологии
ИсследованияТехнология

Фильм, фильм, фильм! Современное кинопроизводство и технологии

Почти 130 лет как кино шагает по планете. И раз в несколько десятилетий с развитием новых технологий ему предрекали смерть и забвение. Но кинематограф — это очень пластичная субстанция, которая менялась, подстраиваясь под требования времени. Меняется и сейчас, используя последние достижения технологий, игр, дополненной и виртуальной реальности, нейросетей. 

Главный тренд кинематографа XXI века

Прошлый, 2023-й, год стал переломным для многих индустрий, в том числе и кино. А все по причине того, что искусственный интеллект стал практически повседневностью. Уже какое-то время его использование как облегчает кинопроизводство, так и создает проблемы. Вспомнить хотя бы забастовку голливудской гильдии сценаристов, длившуюся 148 дней! Требованиями сотен человек было оставить работу людям и пересмотреть контракты с учетом внедрения ИИ — дать возможность сценаристам использовать нейросети по своему усмотрению, а актеров защитить от несанкционированного использования их цифровых изображений. Режиссер Кристофер Нолан (фильмы «Интерстеллар», «Опенгеймер») вообще сравнил развитие ИИ с атомной бомбой. 

Какие технологии ИИ используют сейчас в кино? 

Дипфейк. Это реалистичная подмена фото-, аудиои видеоматериалов, созданная с помощью нейросетей. Для чего это нужно? Например, чтобы омолодить актера. Вспомним появление «молодых» Марка Хемила (Люк Скайуокер из «Звездных войн») в фильме «Мандалорец», Харрисона Форда в последнем фильме об Индиане Джонсе или Роберта де Ниро в «Ирландце», которым уже за 70. Раньше при производстве ремейков героев в молодости зачастую играли другие актеры, сейчас в этом, похоже, скоро не будет необходимости. Также эту технологию применяют при воссоздании лиц актеров, ушедших из жизни (герои Владислава Галкина в сериале «Диверсант. Идеальный штурм», Пола Уокера в «Форсаже», героиня принцессы Леи в «Звездных войнах»). Актеров может уже не быть в живых, а съемки сериалов продолжаются с их героями. Также виртуальный двойник актера может быть использован в сложных и опасных сценах (каскадеры не нужны?). 

С помощью нейросетей создают фотореалистичных персонажей, любые эффекты, звуки. Не нужно прибегать к услугам дополнительного персонала. Сотворить пожар, взрыв, дым, глобальную катастрофу, извержение вулкана теперь может ИИ. Все выглядит настолько реалистичным, что у зрителя не возникнет сомнений. С помощью нейротехнологий были созданы главные герои в фильмах «Чебурашка», «Бременские музыканты», Щука и Морской царь в сказке «По щучьему велению», «Король Лев». 

А еще? Например, нейросети способны и уже прогнозируют реакцию аудитории на фильмы, что со временем поможет картинам не проваливаться в прокате (или минимизировать отрицательную реакцию зрителей). С помощью анализа больших данных и машинного обучения представители киностудий могут просматривать реакции тестовых зрителей на различные моменты фильма, определяя, какие сцены вызывают наибольший интерес или наоборот. ИИ может анализировать сотни кадров, самые эмоциональные и удачные моменты, приводя к пониманию, что цепляет, привлекает внимание людей. С помощью ИИ можно восстанавливать старые фильмы, улучшая качество изображения или добавляя цвет. 

Нейросети также пишут сценарии и разрабатывают концепции. Например, из открытых источников известно, что в 2018 году нейросеть под руководством инженера из Google самостоятельно сделала первую кинокартину, короткометражку Zone Out. В 2024 году вышел первый российский сериал по сценарию нейросети про типичную российскую семью «Сидоровы». 

Что же получается? Сначала были фильмы об ИИ, а сейчас он их помогает снимать или уже начинает снимать почти сам? 

Более того, обычные пользователи уже могут пробовать создавать фильмы самостоятельно, используя нейросети. Есть много рекомендаций в интернете. Люди просят помощи у ИИ — как делать, расписывать покадрово, генерировать изображения. Есть видеоредакторы, которые используют ИИ, чтобы каждый мог снять свой фильм. 

Развитие ИИ, похоже, уже не остановить. А что происходит с другими технологиями? 

Революция Unreal Engine

Параллельно в послед-ние годы на первый план выходят новые технологические решения. На стыке видеоигр и кино происходит настоящая революция — это использование Unreal Engine 5 (светодиодных экранов), технологии, которую называют убийцей зеленого фона (хромакея). А ведь его используют фактически с 30-х годов прошлого века. Напомним, хромакей — задний фон, позволяющий на этапе монтажа расположить на нем все что угодно (сейчас — с помощью компьютерной графики). В работе его используют не только в кино, но и блогеры, и при съемках, например, прогноза погоды (как раз карту накладывают позже на зеленый экран, именно поэтому иногда рука ведущего прогноза как бы «промахивается»). Но есть и другой неудобный нюанс. Зеленый цвет выбран неслучайно. Считается, что он очень контрастный по сравнению с цветом кожи человека. Это облегчает работу с заменой фонов. Но на съемки нельзя надевать зеленую одежду, потому что в конечном итоге она на экране окажется прозрачной. Удобно только, если снимать плащ-невидимку, как в «Гарри Поттере». В традиционной съемке сцены, сделанные на зеленом фоне, требуют многочисленной постобработки и месяцев работы, чтобы добавить другой фон или спецэффекты. 

То ли дело панели Unreal Engine 5! На них можно вывести все что угодно. Другую планету, заснеженные горы... Все, на что хватит фантазии авторов фильма. Технология, изначально созданная для индустрии игр, открыла двери в новое измерение кинематографа. Режиссеры, операторы, актеры видят эти эффекты, ландшафты, в которых происходит действие фильма, прямо на месте. Камеры с изображениями расположены здесь же, в павильоне, вокруг. Это облегчает работу всем. Актеры смотрят куда нужно, операторы направляют камеру куда нужно. Получается, съемка прямо с натуры уходит в прошлое? Не совсем. Чтобы создать картинку для светодиодных экранов, зачастую нужно выезжать на локации, снимать тысячи фотографий, а потом создавать трехмерное изображение. Если только это не другие планеты. 

Еще из плюсов — работа команды не зависит от погоды, времени суток. Дизайнеры могут быстро вносить изменения в сцены без необходимости физического перемещения или перестройки декораций. Все делается в считаные минуты. Кто-то скажет, что это уже ненастоящее кино. Но кино — это прежде всего творчество, а все остальное — инструменты для его создания. 

Технология «Моушн Кепчер» 

Иначе — захват движения. Ее нельзя назвать совсем новой, но точно это один из трендов киноиндустрии XXI века. Потому что чаще применять ее стали именно в 2000-х годах. Вспомним «Аватар», «Планету обезьян». После выхода этих фильмов она получила настоящее признание, стала глобальным прорывом в мире кино. Под этим термином понимается процесс записи движения актеров и их последующего перевода в цифровой формат для анимации компьютерных моделей. Актеры работают в костюмах с датчиками, фиксирующими каждое их движение в реальном времени. Камеры отслеживают их, в итоге на компьютер переносится модель персонажа, делая его максимально реалистичным.

Вообще, современные технологии и компьютерная графика настолько проработаны, что их сложно отличить от натурной съемки. Не нужно строить дорогие декорации. Например, если надо воссоздать старый город, продолжить ландшафт, добавить массовки или побольше транспорта. В фильме «Черный лебедь» героине Натали Портман удлиняли пальцы рук, в зеркалах убирали отражения операторов (то есть уже можно не заморачиваться насчет угла съемки). В некоторых сценах снимали дублершу, а лицо Натали вставили позже. Если при просмотре материала режиссеру показалось, что, например, актриса в печальной сцене недоиграла, недотянула, можно пустить ей слезу на щеку. 

А технологию CGI применяют и для сцен с актерами, которые не хотят сниматься обнаженными. Именно так снимали знаменитое позорное шествие в «Игре престолов», где Серсея Ланистер прошла голышом по улицам. Совместили лицо героини и тело дублерши. Удобно снимать сцену с младенцем. Его можно просто «вложить в руки» актрисе позже. Теперь режиссеры могут создавать что угодно, невзирая на обстоятельства. Многое вставляется в фильм на стадии постпродакшна. Мы наблюдаем прежде всего мастерство аниматоров и программистов. 

***
Возможно, через пару десятилетий кино изменится до неузнаваемости. Некоторые сценаристы и гейм-дизайнеры уже говорят о другом типе кинопроизводства. Они предполагают, что зрители сами станут выбирать порядок просмотра фрагментов видео и даже предлагать свой финал. Кино снова переизобретет себя, снова будут предрекать его смерть. Но... Будут новые технологии, и будет новое кино. 

Несмотря на популярность компьютерных технологий, графики, цифровых камер, такие режиссеры, как Кристофер Нолан или Квентин Тарантино, до сих пор иногда предпочитают работать с пленкой. «Для меня магия кино навсегда связана с пленкой 35 миллиметров», — говорит Квентин. 

По словам режиссера Дмитрия Алексеева, традиционное кино никуда не уйдет, но формат компьютерных технологий и ИИ будет развиваться параллельно до тех пор, пока он не сможет полноценно заменять какие-то позиции. Сейчас уже по всему миру продакшн-компании пытаются внедрять эти технологии. Пока же, что бы ни говорили, — это только инструмент. 

Читайте в свежем номере: