В богатом разнообразии информации на прошедшем в Астане форуме Digital Bridge 2023 особое место заняла новость о фактическом начале сотрудничества Казахстана с американской высокотехнологичной компанией SpaceX. Об этом сообщил Министр цифрового развития и аэрокосмической промышленности РК Багдат Мусин. Он уточнил, что для обеспечения скоростным интернетом к спейсиксовской системе космической связи Starlink подключены первые десять школ в Алматинской области. Мы попросили прокомментировать событие главного редактора журнала «Космические исследования и технологии» Нурлана Аселкана.
— В последние годы в космической отрасли наблюдается тяготение Казахстана от сотрудничества в этой сфере с Россией к взаимодействию с западными странами и компаниями. Насколько, по-вашему, это целесообразно и перспективно?
— Я думаю, ситуация несколько сложнее. Как известно, Российская Федерация — основной партнер Казахстана в космической сфере. Центральным звеном этого сотрудничества является комплекс «Байконур», находящийся в аренде у российской стороны. Напомню также о таких проектах, как система связи «Казсат» и ракетный комплекс «Байтерек». Что касается «Казсата», то это пример наиболее успешного сотрудничества с российскими предприятиями. Добавлю, что Республиканский центр космической связи (оператор «Казсата») сегодня единственное предприятие космической отрасли, работающее с внушительной прибылью. Что касается «тяготения к сотрудничеству с западными странами и компаниями», то оно носит, с моей точки зрения, объективный характер. Более десяти лет назад началось создание национальной системы дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ). В качестве подрядчика была выбрана европейская компания.
Кроме собственно спутников, а мы получили аппарат, не имеющий аналогов в РФ, она взяла на себя обязательства по созданию в Казахстане сборочно-испытательного комплекса (СбИК) космических аппаратов и подготовке наших специалистов. СбИК введен в строй, объявлено о создании новой линейки спутников, и еще важно, что мы благодаря европейцам сохранили доступ к западным электронным компонентам. Понятно, что альтернативой всему этому могло быть участие в российских планах импортозамещения. Стоит ли оно того? Думаю, нет. Так что, скорее всего, мы будем продолжать вместе с РФ использовать «Байконур», а в плане создания и применения передовой космической техники работать с международными партнерами. Это и целесообразно, и перспективно.
— Рассказывая о подключении к Starlink на форуме Digital Bridge 2023, Багдат Мусин сообщил, что для полноценного сотрудничества со SpaceX республике необходимо скорректировать отечественное законодательство и технико-технологические регламенты. В частности, отменить требование о том, что средства управления связью должны находиться на территории Казахстана, потому что в Starlink они базируются на облачных технологиях. Как эта возможная корректировка отразится на информационной и национальной безопасности РК?
— Очень важная тема. Что несет за собой приход Starlink в Казахстан? Сейчас бум низкоорбитальных систем связи. Кроме Starlink, это OneWeb, O3b, Kuiper и другие проекты. Высокая скорость, глобальное покрытие, наличие разнообразных сервисов — все это у них есть. Но мы должны отдавать себе отчет в том, что у нас будет полностью иностранный оператор, дающий готовый сигнал извне, и мы будем в этой схеме одними из покупателей, в том числе терминального оборудования. На новом технологическом уровне нам грозит возвращение во времена, когда в РК не было своей космической связи. Если в случае с системой ДЗЗ мы получили ноу-хау, обучили свои кадры, построили завод по производству спутников, сами продаем снимки и космические сервисы, то в случае со SpaceX и Starlink мы лишь пользователи. Как будет обоснована оплата услуг иностранной компании за счет госбюджета? Как будет выглядеть и что получит отечественная система связи «Казсат»? Есть ли стратегия развития этой системы? Недавний сбой на аппарате «Казсат-3» показал, что, по крайней мере, республиканское телевещание полностью зависит от наличия и работоспособности отечественной системы.
Планируют ли инициаторы сотрудничества со SpaceX и подключения к Starlink передать им также телевещание? Здесь возникает еще одно опасение. Если мы не управляем сигналом с собственной территории, то не сможем влиять и на содержание передаваемого. Я думаю, необходимы безусловное сохранение и развитие отечественной системы связи на базе геостационарных спутников «Казсат», четкое определение ниш для новых низкоорбитальных систем, создание механизма контроля над их деятельностью с территории Казахстана. Вероятно, приход SpaceX и подключение к Starlink сами по себе позитивны, но если рассматривать Starlink как дополнительную опцию, то это новый сервис для бизнеса. И на него «вешать» нашу систему образования, государственную информацию, все, что связано с вопросами стратегии и безопасности, не стоит. А как гражданский сервис Starlink — вполне эффективное решение.
— В день открытия Digital Bridge 2023 (12 октября) мировые СМИ сообщили, что американское Федеральное управление гражданской авиации (FAA) представило Конгрессу США отчет, в котором утверждается, что спутники Starlink несут угрозу из-за падения на Землю их несгоревших в атмосфере обломков после завершения эксплуатации. В частности, авторы доклада полагают, что к 2035 году при росте группировки Starlink до намеченных объемов существует риск ранения или гибели одного человека раз в два года из-за падения несгоревшего в атмосфере обломка спутника. А вероятность того, что самолет погибнет в результате столкновения с падающим космическим мусором, может составить 0,07 процента в год. SpaceX направила FAA письмо с возражениями и требованием исправить отчет, устранив «неточные оценки в отношении Starlink». Как бы вы оценили эту конкретную ситуацию и в целом проблему космического мусора как в использовании околоземного пространства, так и в жизни на поверхности Земли?
— Космический мусор — очень серьезная проблема, которая будет нарастать. Видимо, конкретно со Starlink ситуация будет разрешена, поскольку с самого начала у спутников этой системы заложена функция управляемого схода с орбиты. Вопрос лишь в точности и надежности этого приложения. Гораздо более опасным мне кажутся бесконтрольные запуски спутников странами из растущего списка участников космической деятельности. Кроме самих спутников, на орбитах зависают разгонные блоки, ступени, различные элементы конструкций. Они дрейфуют беспорядочно, порой сталкиваются, растет количество обломков. Все это добавляет головной боли центрам управления, которые вынуждены в кризисном режиме осуществлять маневры уклонения, рассчитывать новые траектории. Иногда спасти спутники от соударений не удается. За этим бдительно следят страховые компании, у которых, по сути, появился новый бизнес. Соответственно, развивается новое направление — ситуационная осведомленность о ближнем космосе. В его рамках создаются онлайн-каталоги космических аппаратов, прогнозируются опасные сближения. Даются рекомендации о мерах противодействия. Этим направлением успешно занимается и наш Астрофизический институт имени Фесенкова. В общем, проблема есть. Идет поиск ее решения. Но она представляет опасность именно для космических аппаратов, а перед жителями Земли угрозы посерьезнее.