Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Цена неочевидного прогресса
ИсследованияТехнология

Цена неочевидного прогресса

Что произойдет, когда лопнет ИИ-пузырь

В своем профессиональном блоге и на специализированном сайте Habr.com международная компания RUVDS попыталась представить, что произойдет, когда лопнет ИИ-пузырь. В том, что он существует, раздувается все больше и обязательно лопнет, RUVDS не сомневается. Вопрос лишь в том, когда это произойдет и какими последствиями обернется.

Жадность, страх, иррациональность

RUVDS отмечает, что преобладающие оценки аналитиков и действующих руководителей компаний сходятся в том, что очередной пузырь раздувается на рынке компьютерной инфраструктуры. Крупнейшие IT-корпорации инвестируют друг друга по кругу, искусственно раздувая взаимную капитализацию, привлекая новые средства розничных инвесторов (обычных граждан) и накачивая курс акций.

Всем понятно, что пузырь лопнет, тут разногласий нет. Пузыри надуваются и лопаются постоянно — это циклическая природа финансовых рынков, которыми движет жадность и страх как крупных инвесторов, так и мелких вкладчиков, напоминает автор анализа-прогноза. Жадность к обещаемой разработчиками ИИ прибыли и страх упустить ее еще до возникновения этой прибыли. В связи с этим RUVDS задается нешуточными вопросами.

Какого типа раздуваемый пузырь? Останется ли после его схлопывания нечто полезное, как после пузыря доткомов (масса разорившихся фирм, работавших только в интернете) в начале 2000-х остались 120 миллионов километров оптоволокна и такие сервисы, как Google, Amazon, eBay и другие? Насколько полезным для общества является технологический прогресс? Когда он оптимален, а когда требует жертв?

Об ИИ-пузыре без стеснения говорят даже те, кто принимает участие в его раздувании. В том числе исполнительный директор Alphabet (материнская компания Google) Сундар Пичаи. Alphabet привлекает и вкладывает огромные средства в строительство дата-центров для ИИ и обучение его новых моделей. Биржевая стоимость акций Alphabet за последние полгода выросла вдвое, а общая капитализация достигла 3,5 триллиона долларов. Инвесторы Alphabet верят, что она опередит ближайшего конкурента в гонке за ИИ — компанию  OpenAI.

Но и Пичаи говорит, что в современном буме ИИ присутствует некоторая иррациональность. По его словам, от сдувания пострадают все. Пичаи называет ИИ самой глубокой технологией, над которой работало человечество. «Нам придется преодолеть общественные потрясения, — признает директор Alphabet. — Это приведет к эволюции, и людям придется адаптироваться».

ИИ 1.jpg

Единство и борьба противоположностей

Со ссылкой на преобладающие характеристики RUVDS называет три вида финансово-экономических пузырей. Первый — спекулятивный, когда масса людей понимает, что актив (в данном случае ИИ) явно переоценен, но надеется продать его до краха, продолжает покупать и покупать, задирая цену сомнительного актива все выше. Второй — экстраполяционный, когда публика видит рост цены и ошибочно объясняет его неким позитивным трендом, не понимая, в чем он состоит. Третья разновидность пузыря — промышленно-производственная, когда неоправданно большие инвестиции идут в технологию, которая еще не доказала свою надежность и не приносит осязаемого эффекта.

RUVDS оценивает раздуваемый ИИ-пузырь смесью спекулятивного и промышленного. Признаки первого в том, что он сопровождается бурным ростом курса акций и капитализации IT-компаний. Когда такой пузырь лопается, инвесторы теряют свои вложения, происходят банкротства предприятий, всплеск увольнений и безработицы, сокращение зарплат людей на оставшихся рабочих местах. Все это наглядно соответствует цикличной природе рынка, когда за ростом следует спад, и было продемонстрировано лопнувшим пузырем доткомов в начале 2000-х. Они не могут друг без друга, как добро и зло, составляя единство и борьбу противоположностей.

От себя добавим, что очевидным подтверждением спекулятивности ИИ-пузыря стало в начале 2026 года сообщение агентства Bloomberg. Оно информирует, что за 2025-й на фоне стремительного роста ИИ миллиардеры IT-индустрии обналичили за счет продажи своих акций 16 миллиардов долларов. Больше всех — основатель Amazon Джефф Безос, превративший свои 25 миллионов акций в 5,7 миллиарда долларов.

Бывший гендиректор Oracle Сафра Кац продала 12,5 миллиона акций на 2,5 миллиарда долларов. Предпочли кэш акциям также владелец Meta Марк Цукерберг, гендиректор Arista Networks Джейшри Уллал, ее коллега из Palo Alto Networks Никеш Арораи, соучредитель Robinhood Байжу Бхатт и другие миллиардеры отрасли, выручившие за счет продажи своих ценных бумаг сотни миллионов долларов каждый.

Почему они это сделали? Ведь их акции и капитализация руководимых ими компании в 2025-м почти непрерывно росли, за счет чего можно было заработать еще больше. Это серьезная информация для размышления, замечает Bloomberg.

Признаки промышленного пузыря в ажиотаже вокруг ИИ RUVDS видит в том, что компании вкладывают огромные средства в создание материальной инфраструктуры — дата-центров, оборудования, техники для развития цифровых технологий. Эксперты отмечают, что никогда раньше столько денег (триллионы долларов!) не тратилось так быстро на технологию с новой и еще не доказавшей эффективность бизнес-моделью. А ведь инвесторы могут и ошибаться в том, какую ценность представляет собой технология, построив слишком много лишней инфраструктуры.

От себя добавим, что наращивание инфраструктуры для ИИ идет крайне неравномерно. При общемировом дефиците вычислительных мощностей их избыток возник в 2025 году в Китае. Он объявил ИИ-инфраструктуру национальным приоритетом и вложил в нее миллиарды долларов. Но многие построенные ЦОД в Китае буквально пустуют или с трудом удерживаются на плаву. Появление опять же китайской технологии Deep Seek сделало нерентабельным еще вчера доходный бизнес сдачи в аренду площадей и процессоров для обучения ИИ.

По данным аналитической компании KZ Consulting, в 2023-2024 годах в Китае было заложено более 500 новых ЦОД. Из них минимум 150 сдано в эксплуатацию к началу 2025 года. Их заказчики — госпредприятия, частные компании, местные власти — конкурировали за возможность вложиться в ЦОД, надеясь вырваться в лидеры ИИ-гонки.

Но, по оценкам китайских источников, к лету прошлого года невостребованными в стране оставались до 80 процентов недавно введенных в строй объектов инфраструктуры ИИ. Технология Deep Seek снизила планку обучения моделей ИИ на порядок и пошатнула отрасль. Но это один Китай. А в десятках стран на формировании инфраструктуры для ИИ еще и конь не валялся.

ИИ 2.png

Разрушение ради созидания?

RUVDS отмечает, что пессимисты представляют последствия лопнувшего пузыря ИИ лишь в мрачных красках: массовая безработица, падение заработков, недовольство народных масс, протесты, социальные катаклизмы. Возможно, на этой волне родится даже движение неолуддитов, которые будут всячески препятствовать внедрению ИИ вплоть до диверсий, предупреждает автор.

Но лопнувший пузырь ИИ не уничтожит ЦОД и в целом вычислительную инфраструктуру, утверждает RUVDS. Эти ресурсы останутся востребованы наукой, промышленностью, строительством, транспортом, финансами — всеми отраслями. И уж подавно не станут лишними грядущие энергомощности и вся инфраструктура энергетики, без которой ИИ невозможен.

RUVDS напоминает, что Нобелевская премия по экономике 2025 года присуждена за исследование связи технологического прогресса и роста экономики ученым Джоэлю Мокиру, Филиппу Агьону и Питеру Хауиту. Половину получил Мокир за «открытие предпосылок стабильного экономического роста в результате технологического прогресса», а вторую — Агьон и Хауит «за разработку теории экономического роста через творческое разрушение».

Теория творческого разрушения австрийского экономиста Йозефа Шумпетера объясняет экономический прогресс через постоянное вытеснение старых технологий новыми, когда новации разрушают устоявшиеся структуры, освобождая место для роста и развития. В итоге можно прийти к выводу, что крах рынка, банкротства, экономические кризисы и лопнувшие пузыри — часть разрушения, необходимого научно-техническому прогрессу.

Трое нобелевских лауреатов 2025 года развивают эту теорию, дополняя ее новыми аспектами. Например, Мокир подчеркивает важность так называемых открытых инноваций. Чтобы случился здоровый рост, общество должно оставаться открытым, потому что инновации кардинально меняют социум, привычные экономические отношения и их структуру. Как раз этого — открытости — катастрофически не хватает современным технологическим лидерам, часть новаций которых становится известна лишь постфактум и далеко небезобидна. Пример навскидку — шпионские функции, встроенные практически в каждый смартфон.

Мокир также вводит идею, что при кардинальных изменениях социума необходимо поддерживать отстающих в освоении технологий, чтобы они не боялись технологических изменений и не занимались противодействием. Агьон и Хауит предлагают понятие оптимальной скорости развития технологий. Авторы показывают динамику, когда неторопливый режим развития технологий в какой-то момент меняется на стремительный в духе технолого-финансового пузыря.

Работы нобелевских лауреатов демонстрируют огромную сложность экономической динамики и прогнозов. Похоже, никто не сможет в точности предсказать последствия пузыря ИИ, даже теоретически это маловероятно. И возможно лишь общее представление о грядущих больших переменах, несущих неочевидный и нескорый позитив. Какую цену готово заплатить за него общество — одна из острых проблем современности.

Справка «НП»

Компания RUVDS создана в 2016 году и позиционирует себя международным провайдером, предоставляющим в аренду виртуальные серверы. RUVDS начинала с собственного ЦОД в подмосковном городе Королеве и сотрудничества с компанией Huawei, известным китайским разработчиком облачных решений. К настоящему времени RUVDS имеет дата-центры в России, дальнем и ближнем зарубежье, в том числе в Астане и Алматы.

Читайте в свежем номере: