Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Нейросеть от Osmo оцифровывает ароматы
ИсследованияСетевое окружение

Нейросеть от Osmo оцифровывает ароматы

Искусственный интеллект снова удивляет (или уже даже нет?). Недавно произошло то, о чем писали раньше научные фантасты! Мы — свидетели очередной революции в мире высоких технологий. Американский стартап Osmo, специализирующийся в сфере ИИ, представил инновацию, расширяющую представление о цифровом мире. Создан так называемый телепорт для запахов. 

Специалисты успешно «телепортировали» (мгновенно транспортировали; в общем, передали по сети) ароматы свежих кокоса и сливы из одной лаборатории в другую. По словам основателя Osmo Алекса Вильчко, аромат свежей летней сливы стал первым ароматом, полностью оцифрованным и перепечатанным без вмешательства человека. 

Сейчас мы каждый день существуем в видео-, фото-, звуковом «технических измерениях». А, возможно, скоро (как всегда, не успеем и оглянуться) сможем чувствовать аромат свежесваренного кофе, который пьет наш собеседник на другой стороне земли, по смартфону. И это уже не звучит как сюжет научно-фантастического фильма. 

А что дальше? 

Передача вкусов, осязания… (Хотя из открытых источников известно, что разработчики компании Цукерберга еще в 2021 году создали перчатки виртуальной реальности, передающие тактильные ощущения!) В Meta Reality Labs представляли этот предмет гардероба, обеспечивающий почти реальные ощущения при касании или поглаживании виртуальных объектов. Еще тогда, четыре года назад, специалисты предполагали, что полноценный «интернет чувств» станет реальностью через 10 лет, к 2030 году (то есть сегодня уже через шесть лет!). Возможно, потребителям будут вполне доступны приспособления, способные передавать касания, ароматы и вкусы. 

Обоняние — самый древний орган чувств. И запахи пока не удавалось оцифровать… Если сравнивать с изображениями, то аромавоздействие гораздо сильнее влияет на людей. Стимулирование запахами, по словам ученых, вызывает большую активность в мозгу, чем с помощью зрения и слуха. Еще 2019 году Ericsson ConsumerLab исследовала потребительские тренды на ближайшие годы. Провели опрос почти 13 000 человек — любителей техники дополненной и виртуальной реальности. Выяснилось, что большинство из них хотели бы при нахождении «там» ощущать естественные запахи. Мы наконец пришли к тому, что пользователям нужно более глубокое погружение в цифровой мир. Просто видео теперь недостаточно. 

Новое — апгрейд старого

Задолго до эры интернета по мере изобретения различных технических средств возникали идеи, как можно передавать ароматы, которые мы «видим» на экране. В 1950-х годах инженер из Швейцарии Ханс Лаубе придумал Smell-O-Vision. Это был прибор, выпускающий ароматы во время киносеанса. К зрителям, точнее к их креслам, были подведены специальные трубки, из которых в определенное время «подавали» нужные запахи. В тот же исторический период была еще одна похожая технология — AromaRama, но в ее случае запах поступал через систему вентиляции в помещении. Правда, эти технологии тогда не прижились из-за дороговизны их внедрения и разных «нештатных» ситуаций. 

Позже были варианты с карточками, которые зрителям предлагалось потереть в определенный момент, чтобы услышать аромат. Также была умная колонка с картриджами, когда аромат распылялся в зависимости от сцены фильма. 

В современных кинозалах (со многими D) нас уже со всех сторон окружают эффектами и запахами, например дождя, с помощью современных систем ароматизации. Киноиндустрия активно использует аромамаркетинг для усиления впечатлений перед сеансами. Как утверждают эксперты, недалек тот день, когда ароматы станут непременными спутниками любого киносеанса. 

Вернемся к истории… Джоэл Белленсон и Декстер Смит с командой единомышленников еще в 90-х годах прошлого века представили синтезатор запахов iSmell. Его можно было подключать к компьютеру через кабель. Представьте: вы заходите на сайт, получаете файлы со специальным кодом, после колбочки с аромамаслами в синтезаторе нагреваются, и запах «заходит» через вентиляционное отверстие к вам в комнату. Пишут, что устройство могло выдавать сотни ароматов. Создали даже ПО для «запаховых» игр. Но и это «производство» в итоге закрылось. В общем, такие устройства так или иначе схожи друг с другом тем, что запах передается в них (или через них) физически.

Как известно, все летучие соединения состоят из химических компонентов. И изобретатели всегда мечтали как-то кодировать их, записывать на носителях и передавать в цифровом виде. Получается, не зря старались — ароматы таки оцифровали. Начало «обонятельной цифре» положено?

Цифровой парфюм на подходе?

Сейчас ИИ используют во многих сферах нашей жизни. Чат-боты на его основе (как, например, ChatGPT) обучаются на данных со всей сети. Они очень богаты и обширны. А вот цифровой «библиотеки» запахов пока не было. Osmo, который создан в 2023 году (относится к Google Research), стал решать эту проблему. Год назад его представители говорили о том, что их нейросеть (Osmo использует технологию Google Cloud AI для оцифровки запаха) умеет описывать запахи (словами) на основе более 5000 (!) молекулярных соединений. Она способна рассказать, как пахнет то или иное вещество, если «скормить» ей его молекулярную структуру. 

Модель ИИ обучали на тысячах молекул запахов, чтобы распознавать, какие ароматические композиции соответствуют ее словесным описаниям. Затем «стартаперы» разработали карту запахов Principal Odor Map. Нейросеть не только улавливает связь между запахами и их формулами, но и сама распределяет их по группам. Цветочные находятся в одной части карты, мясные — в другой.  Например, аромат лаванды на карте ближе к жасмину, чем к мясному запаху. ИИ даже предложили для обучения 400 аромамолекул, синтезированных учеными (не существующих в природе). Osmo использует ИИ для каталогизации широкого мира запахов. По оценкам, около 40 миллиардов молекул, вероятно, имеют запах, но только 100 миллионов из них известны. Разработчики сверили «обоняние» ИИ с человеческим обонянием. Добровольцы, участвующие в исследовании, описали словами около 400 ароматов. Характеристики запахов от нейросети совпали, а где-то оказались даже более точными. 

У создателей Osmo — просто наполеоновские планы. Их детище создавалось не только для развлекательных, но и для прикладных целей. Парфюмерный рынок сегодня составляет 60 миллиардов долларов, а представленная технология способна копировать ароматы или их части, когда сбор редких составляющих сложен (наносит ущерб животным или растениям). Более 400 000 человек каждый год страдают от заболеваний, переносимых комарами. Стартап в прошлом году получил грант в 3,5 миллиона долларов от фонда Билла и Мелинды Гейтс на развитие ИИ-платформы для создания репеллентов от насекомых — переносчиков болезней. Еще одна жизнеутверждающая цель — научить ИИ определять заболевания по запаху. А, например, на производствах, где никак не обойтись без использования опасных химических веществ, модель сможет предупреждать об утечках или авариях.

Технология, как говорят создатели, точно сможет синтезировать новые ароматы. Получается, мы вступаем в новую эру, когда ИИ, который сейчас свободно генерирует изображения, тексты и аудио, будет генерировать и ароматы? 

Как объясняют члены команды, они научили компьютеры считывать, картографировать и записывать запахи из их первоначальной формы, а затем воссоздавать их в другом месте. Молекулярная формула аромата отправляется на «принтер», который синтезирует и комбинирует вещества для точного воспроизведения нужного запаха. Osmo смогли воссоздать аромат сливы, и люди для этого не нужны. Разве что на подготовительном этапе и на «постпродакшн». Создали «отпечаток запаха», который можно передать на расстоянии. В планах ученых — выпуск парфюма с «телепортированным» ароматом сливы.

Что уже умеет ИИ в 2024-м?

За пару лет технологии нейросетей сильно распространились по миру и шагнули вперед. McKinsey провели исследование, показавшее, что внедрение ИИ в 2024 году достигло 72 процентов. А по прогнозам PwC, ИИ внесет около 16 триллионов долларов в мировую экономику уже к 2030 году. Мы уже упоминали выше ожидаемый мировым сообществом "интернет чувств" — сферу, где будут задействованы все органы чувств: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Получается, что будет расти и рынок потребительских устройств с возможностью передачи и приема подобной информации.

Журнал Time представил список интересных изобретений в области ИИ в этом году. Их несколько десятков. Вот некоторые из них:

  • Wafer-Scale Engine 3. Самый большой процессор в истории для обучения нейросетей с числом параметров до 24 триллионов (в 10 раз больше, чем у ChatGPT-4 или Gemini).

  • AlphaFold 3. Инструмент Google DeepMind, предсказывает трехмерную структуру белков. 

  • Cohere Command R+. Для оптимизации бизнес-процессов. Умеет составлять документы, отправлять письма, отвечать на нескольких языках. 

  • X Bellwether. Предсказывает стихийные бедствия и оценивает их последствий. Ее применяет Пентагон.

  • Captions. Переводит видео на десятки языков, добавляет субтитры и подстраивает движение губ под речь. 

  • AI Seer Facticity.AI. Фактчекер, распознающий фейки с точностью до 92 процентов.

Читайте в свежем номере: