Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияНаука

Стремительно меняющаяся космонавтика

12 апреля — праздник в честь первого полета человека в космос

В канун Международного дня космонавтики принято подводить итоги, делать прогнозы и оценки, как развивается наиболее передовая отрасль науки и техники. Попробуем порассуждать на эту тему. 

Историческое событие — полет Юрия Гагарина — дало импульс, равного которому нет до сих пор. Шестидесятые и первая треть семидесятых считаются золотой эпохой космонавтики. Лунная гонка, первые форпосты в космосе — орбитальные станции, автоматические зонды, высадившиеся на планеты и покинувшие Солнечную систему. Затем была определенная пауза. Американские и советские экипажи на «Шаттлах» и «Союзах» летали вокруг Земли, выполняя рутинные задачи. Новый этап развития наступил в 1998 году со стартом проекта Международной космической станции. Ближний космос интернационализировался, и нам показалось, что это навсегда. 

Что произошло в мировой геополитике в последние годы, известно. То, как развивалась космонавтика в это же время — менее доступная информация. Есть основания считать, что освоение космоса вступило сегодня в новую фазу. Вряд ли в одной статье возможно охватить все аспекты этого процесса. Обращу внимание на то, что представляется важным. 

Starship на старте.jpg

Технологический рывок

Первое, что надо отметить, — стало доступным то, что еще совсем недавно считалось фантастичным. 

Компания Илона Маска SpaceX в 2023 году совершила 96 успешных миссий — в среднем получается по одному пуску каждые четыре дня. Ей удалось доставить на орбиту около 1600 тонн груза по сравнению с показателем в 400 тонн у остального мира. Количество запусков ракет SpaceX возросло на 50 процентов по сравнению с прошлым годом и в три раза по сравнению с 2021 годом. Основной рабочей лошадкой фирмы является носитель «Фалкон-9» с многоразовой первой ступенью. Кадры возвращения и посадки ступени стали уже обыденными и воспринимаются общественностью примерно как взлеты и посадки тяжелых транспортных самолетов. Кроме того, SpaceX является крупнейшим спутниковым оператором в мире. Интернет-сеть Starlink доступна пользователям в 80 странах, в том числе в Северной и Южной Америке, Европе, Азии, Африке и Австралии. Компания Илона Маска недавно продемонстрировала еще один ошеломляющий результат. SpaceX сообщила Федеральной комиссии по связи (FCC) США об успешном тестировании спутников Starlink с поддержкой технологии Direct to Cell, благодаря которой к космическим аппаратам могут напрямую подключаться обычные смартфоны. Для обеспечения работы сервиса компания в ближайшие месяцы запустит более 800 спутников с поддержкой Direct to Cell. 

Осталось буквально полшага для массового применения мобильного спутникового интернета благодаря SpaceX. Повсюду. Без антенн, терминалов и наземных операторов. Подобно тому, как мы к Wi-Fi подключаемся. Грядет очередная революция во благо потребителей. Но это еще не все. 

Спутники Starlink.jpg

Революция Starship

Самая крупная ракета в человеческой истории впервые отправилась в космический полет 14 марта текущего года. Речь идет о многоразовой транспортной системе Starship от все той же SpaceX. Как отметил Александр Березин, эксперт в сфере космонавтики: «Это не просто рядовое испытание, а начало новой космической эры. SpaceX сегодня полностью изменила будущее. Отныне весь мир будет вынужден создавать совсем другие ракеты, чем он планировал еще вчера. И летать на них совсем к другим небесным телам». 

На чем основывает свои выводы эксперт? Он предлагает присмотреться повнимательнее. До сих пор самой тяжелой ракетой в истории был «Сатурн-5» массой 2900 тонн. То, что взлетело в марте из Техаса, не просто на 2000 тонн тяжелее, но еще спроектировано как полностью многоразовое. Уже к середине 2020-х Илон Маск рассчитывает запускать Starship достаточно раз, чтобы один его рейс стоил 10 миллионов долларов. А в перспективе — всего пять миллионов. То есть уже на первом этапе ставится цель выводить килограмм груза на орбиту за 100 долларов. 

Для сравнения: «Протоны» с «Фалкон-9», предшествующие чемпионы по дешевизне полетов в космос, имеют показатели в районе 3000 долларов за килограмм, то есть в 30 раз хуже. Если вывести вторую ступень Starship и использовать ее на орбите, то получится станция в разы более просторная, грузоподъемная и удобная, чем сегодняшняя МКС и планируемая российская орбитальная станция (РОС). Станция, у которой всегда будет возможность дозаправки на орбите (стыковка в целях дозаправки входит в проект) и последующего спуска на Землю, если вдруг очередной этап модернизации такой «станции» потребует каких-то работ, которые сложно будет выполнить на орбите. 

Кстати, то, что написано выше о преимуществе Starship над специализированной орбитальной станцией, автоматически можно перенести на «лунную почву». За один раз такая «летающая база» сможет доставить на Луну не пару астронавтов, как в 1960-х, а сразу десятки. Не килограммы полезной нагрузки, а тонны. Буровые платформы, вездеходы для их транспортировки, тонны спелеологического оборудования для исследования колоссальных (километровой ширины) лунных пещер с водяным льдом. Впереди революция в изучении земного спутника.

О чем все это? 

Происходящее на наших глазах означает, что наблюдается технологический отрыв ведущей космической страны в мире США от остальных членов Космического клуба. Отрыв стремительный и влекущий за собой много последствий, в том числе и на Земле. 

Новая лунная гонка, свидетелями которой мы являемся, масштабные созвездия спутников, состоящие из многих тысяч аппаратов, связывающихся между собой с помощью лазерной связи, управляемые искусственным интеллектом, непосредственное общение людей и вещей через космос, минуя земных операторов и регуляторов... Все это уже существующая реальность. 

Ангара на Восточном.jpg

Космос нужен всем

А что же остальные страны? Здесь интересен пример объединенной Европы. Так получилось, что мощная и авторитетная организация Европейское космическое агентство (ЕКА) сейчас в состоянии крупнейшего за всю историю организации кризиса. ЕКА стало заложником безмерно затянувшегося создания нового носителя «Ариан-6». Вернее, новым он был в момент инициирования этого проекта в 2014 году. Сейчас ракета уже морально устарела, но даже о первом ее испытании говорится осторожно — в 2024 году. Напомню, что ее предшественник «Ариан-5» уже совершил свой последний полет в июле 2023 года. 

Неудачи постигли и легкий европейский носитель «Вега». Ряд аварий выключил на время эту ракету из арсенала европейцев. И в итоге российский «Союз2», который по соглашению с Роскосмосом ЕКА запускало из Гвианского космического центра в мирное время, сейчас представляет собой бесполезное железо — космическое сотрудничество Европы и РФ сегодня, в условиях конфликта с Украиной, на нуле. Сейчас европейцы начали активно раздавать гранты и субсидии своим (ранее недооцененным) стартапам в надежде повторить путь США, создать свой аналог SpaceX. Строго говоря, у Европы есть и ресурсы, и технологии, чтобы добиться результата. Но когда это случится? 

Зато Китай демонстрирует последовательный и методичный рост космических возможностей. Стали регулярными полеты китайских космонавтов на собственную орбитальную станцию. Идут постоянные сообщения о новых китайских компаниях, работающих в сфере средств выведения и космических сервисов. По темпам освоения Луны КНР сегодня безусловный лидер. В этом году планируется доставка образцов грунта на Землю с невидимой, обратной стороны Луны. Растет технологическая независимость страны. Характерно, что сейчас уже не слышно о возможных закупках китайской стороной российских двигателей РД-180. Это было актуально и интересно китайцам году в 2013-м. Сейчас Китай обладает своей линейкой кислородно-керосиновых двигателей. Более того, успешный полет экспериментального носителя на метане показал, что китайцы вместе с США являются одними из лидеров ракетного двигателестроения в мире. 

Но самое интересное из событий последнего времени — это то, что целый ряд стран запустил и успешно осуществляет собственные проекты по созданию носителей и всей необходимой космической инфраструктуры. Это и Турция, и Бразилия, и Северная Корея, и Аргентина, и Австралия, и Иран. Особенных успехов достигла Южная Корея. Став на самостоятельный путь создания космической техники, к нам поступают оттуда сообщения о новых легких ракетах на жидком и твердом топливе, морских платформах для их пусков, новых спутниках дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) и связи. Все эти страны не собираются вступать в конкуренцию с монстрами вроде США, Китая, Европы. Они преследуют задачи, важные для них самих. Это прежде всего обеспечение независимого доступа в космос, превращение национальной космонавтики в самодостаточную отрасль, решающую прикладные задачи для собственной экономики, и обеспечение возможностей в сфере безопасности и обороны. Все это актуально и для нашей страны. 

Несколько слов хочется сказать о главном для нас в космонавтике — о прикладном ее значении. Кроме традиционных направлений — спутниковая связь, космический мониторинг, навигация, сейчас бурно развиваются новые, такие как ситуационная осведомленность о космическом пространстве и орбитальный сервис. Что касается первого, то это создание «дорожных правил», прогноз сближений космических аппаратов и предотвращение столкновений. Эти задачи предполагают создание электронных каталогов спутников, частей ракет, космического мусора, отслеживание ситуации в реальном режиме времени. Отрадно, что наш отечественный Астрофизический институт имени В.Г. Фесенкова активно работает в этой сфере, опираясь на свой весьма серьезный научный и методологический задел, созданный в предыдущие годы. Что касается орбитального сервиса — обслуживания, ремонта, транспортировки, инспектирования спутников, то здесь по сути создается новая отрасль, сопоставимая вполне, например, с рынком пусковых услуг. Уже сейчас есть предложения по различным услугам в космосе от приведения в рабочее состояние спутника до его деорбитации.

Старт нового носителя Южной Кореи.jpg

Остановившееся время

К сожалению, нам в постсоветских странах особенно нечем похвастаться в космосе. Пусковая активность на космодромах низкая. На Байконуре работает одна, 31-я, площадка для пусков носителя «Союз-2» в рамках проекта МКС и вообще «в рамках всего космического». Недавний инцидент с отменой пуска ракеты «Союз-2» с экипажем «Союз МС-25» за минуту до зажигания двигателей напомнил о жутком сценарии. В случае (не дай Бог) взрыва ракеты на старте история и деятельность Байконура были бы завершены немедленно и одномоментно. Поскольку Гагаринский старт неработоспособен и пребывает уже в мемориальной фазе. А пуски тяжелой ракеты «Протон-М» эпизодичны, и пока еще действует соглашение между РФ и РК о прекращении их после 2025 года. Все это плоды того, что упущены вопросы развития космодрома. Для Казахстана они всегда были на периферии, а Россия все ресурсы вкладывает в космодром Восточный на Дальнем Востоке. Вспоминаю, как мы с коллегой Александром Губертом, не раз бывая на авиакосмических выставках в Ле-Бурже, на Московском аэрокосмическом салоне, регулярно видели на стендах Роскосмоса макет Восточного в масштабе, но аналогичного макета о Байконуре не было ни у российских, ни у казахстанских участников мероприятий. Хотя очень многому, если не всему, они обязаны Байконуру. Конфликт на Украине усугубил ситуацию, оставил Байконур в изоляции от мировой космической экосистемы. И сегодня мы проходим уроки, как наладить совместную работу в условиях конфронтации. Нужно решить сверхзадачу — как расширить наши мировые горизонты, войти в кооперацию с самыми передовыми странами и компаниями и сохранить (развить) окно сотрудничества с Россией. По аналогии с гражданской авиацией, где нам удается эффективно применять принцип «открытого неба», привлекая партнеров и новые маршруты, нам стоит задуматься о применении принципа «открытого космоса» по отношению к сегодняшним и будущим интернациональным космическим проектам. Которые, несомненно, будут. 

Нурлан Аселкан,

главный редактор журнала

“Космические исследования и технологии”, специально для “НП.

Фото Из Открытых Источников 

Читайте в свежем номере: