В странное время мы живем. В преддверии нового года журналисты любят подшучивать над речью президентов, которые часто начинают с того, что год был трудным. Будь то «непростой год» голосом Президента Российской Федерации Владимира Путина или «год преодолений» в устах уже нашего Президента Касым-Жомарта Токаева. Сложно вспомнить, когда года были «простыми». Впрочем, вряд ли сейчас кто-то скажет, что это не так.
Корнем всех политических и геополитических решений почти всегда является экономика. Это мнение обсуждалось на конференции «Экономика стран Евразии в период мировой турбулентности», проходившей 13 декабря в городе Алматы, в университете «Туран». Конференция была призвана собрать ведущих специалистов для обсуждения экономических проблем, с которыми сталкиваются страны Евразии в условиях глобальной нестабильности. Основное внимание уделили макроэкономическому устойчивому развитию, человеческому капиталу, импортозамещению и стратегиям диверсификации. Цель конференции заключалась в поиске идей и стратегических подходов для решения этих проблем в условиях глобальной турбулентности и нестабильности на мировых рынках.
Участниками научной дискуссии были ученые и эксперты разных образовательных платформ со всех уголков мира: Ассоциации вузов Республики Казахстан, университета «Туран», Российского университета дружбы народов, Фонда Нурсултана Назарбаева, Шаньдунского женского университета, Белорусского национального технического университета, факультет международных отношений КазНУ имени аль-Фараби, Кыргызско-Российского славянского университета, АНО «ПЦ «Томирис» (т.д.с.), ОНЦ «Rutherford», Университета международного бизнеса, Казахстанско-Немецкого университета, Академии экономических наук Республики Казахстан, Almaty Technological University.
Строго в рамках науки
Были представлены интереснейшие доклады в рамках политологии, экономики и иных направлений. В частности — интересный доклад Динары Тумабековой, Assistant Professor Школы политики и права Алматы Менеджмент Университета. Эта работа, посвященная зеленой энергетике, особенно релевантна и своевременна. Была затронута и атомная энергетика.
«Атомная энергия считается одним из самых чистых источников энергии. В процессе генерации почти нет никакой связи с парниковым эффектом. Таким образом, углерод не выбрасывается в атмосферу. Вот почему такой тип энергии является одним из путей к избавлению от газа и нефти, а также достижению углеродной нейтральности, — подчеркивает Динара Тумабекова. — Я рада, что наш Президент поддержал инициативу к устойчивому развитию, развитию зеленой экономики. Что касается моей позиции, то она нейтральна. Атомная станция — это хорошее решение как альтернативная энергия. Однако внутри страны эта тема все еще вызывает много вопросов. Нам еще предстоит принять решение на референдуме. Я полагаю, в недалеком будущем появится ясность».
Также ученые не обошли вниманием экономическую ситуацию внутри ЕАЭС, что было сделано, например, в докладе Айдара Асылбаева, доктора экономических наук, профессора кафедры строительства Кыргызско-Российского славянского университета, «Вызовы и синхронизация развития социальной инфраструктуры и жилищного строительства в государствах-членах ЕАЭС» и Нурлана Сайлаубекова, доктора экономических наук, профессора факультета экономики и предпринимательства Казахстанско-Немецкого университета, «Анализ валютной интеграции для стран ЕАЭС».
«В связи с тем, что ЕАЭС был создан, страны получили определенные льготы. Например, перемещение товаров, услуг, людей между пятью странами ничем не ограничивается. В этом плане многие страны только выигрывают. Что касается валютной интеграции... Подобные работы проводились на данных 2007 года в Беларуси. Мы тоже провели аналогичное исследование. С ним можно подробнее ознакомиться в вестнике КазНУ. Там содержатся рекомендации, а также макроэкономические показатели, позволяющие оценить, каким странам будет легко принять новую валюту, а у каких возникнут сложности, — поясняет Нурлан Сайлаубеков. — Проведя исследование, мы заинтересовались введением валюты в рамках БРИКС+, о котором в последнее время ходит много разговоров... На 2022 год по ВВП с учетом паритета покупательской способности лидируют восемь стран, четыре из них входят в БРИКС+. То есть получается, это фактически половина всей (мировой. — Прим. ред.) экономики. Китай, Индия, Россия и Бразилия вошли в этот союз. Еще есть США и Япония, а из европейских стран только Германия. Получается, что БРИКС+ на данный момент является одной из сильнейших экономических групп. Экономика самой группы достаточно сильная по сравнению, скажем, с Европейским союзом и США».
Камень преткновения
Было бы странно умолчать, что камнем преткновения в любой подобной дискуссии является украинский кризис. Геополитические потрясения, вызванные конфликтом в Украине, оказали существенное воздействие на экономику Евразии, включая страны СНГ. Усиление санкций против России со стороны Запада привело к ограничениям в торговле и инвестициях, а также изменению делового климата в регионе. Российские компании столкнулись с трудностями в доступе к зарубежным капиталам и технологиям, что спровоцировало процесс релокации российского бизнеса в Казахстан и другие страны Евразийского региона.
«БРИКС делает акцент на экономике, а не на политике. ЕС, допустим, страдает из-за того, что они от экономики перешли к политике. Отказ от дешевого российского газа сейчас разваливает всю экономику Евросоюза. В Германии сегодня рецессия, там нет экономического развития. Если страны поставят во главу угла политику, это приведет к тому, что экономически страны будут фактически уничтожены — они сами себя уничтожат... Камень преткновения сейчас — это Украина. Если закончится специальная военная операция России на Украине, ЕС быстро откажется от тех претензий, которые они выставляли России», — говорит Нурлан Сайлаубеков.
Действительно, упор на решения, вызванные политическими причинами, оказывает негативное влияние на экономические показатели, ведь там ключевым всегда является фактор наибольшей выгоды и наименьших издержек. В условиях, когда на тебя давит экономический и политический гигант из-за океана в лице Соединенных Штатов, приходится принимать решения, которые и приводят к тому, что мы сейчас можем наблюдать.
«Все мы отлично понимаем, что современное противостояние, которое идет на востоке Украины, не является противостоянием России и Украины — идет противостояние с Западом. Мы не имеем никаких целей для какого-то доминирования в мире. Мы хотим лишь справедливого отношения к нам... В данном случае все евразийское пространство, все страны бывшего Советского Союза являются нашими добрыми друзьями и союзниками», — подчеркивает Виталий Данилов, доцент кафедры теории и истории международных отношений Университета дружбы народов, директор Центра прикладного анализа международных трансформаций.
Конфликт на Украине, безусловно, повлиял на экономические связи между Казахстаном и Россией. Россия столкнулась с санкциями, что отразилось на ее экономике, в то время как Казахстан сталкивался с падением цен на нефть и другие ресурсы. Казахстан поддерживал нейтральную позицию по украинскому конфликту, акцентируя необходимость мирного урегулирования. Ситуация на Украине усилила геополитическую напряженность в регионе, и Казахстан стремится поддерживать независимость, укреплять свою роль в Центральной Азии и развивать дружеские отношения с Россией и другими странами.
Стоит отметить, что конкретно в контексте экономических и политических отношений украинский конфликт имеет не только отрицательные последствия, но и положительное воздействие на казахстанско-российские отношения — обе страны стремятся сохранить и улучшить свои экономические и политические связи. Конечно, в условиях, когда на пути экономического развития лежит такой камень преткновения, нужно как-то попытаться его обойти. Россия, например, активно развивает связи с Азией и Латинской Америкой, чтобы смягчить воздействие санкций. Казахстан и другие страны Центральной Азии также активно исследуют новые возможности для сотрудничества с другими регионами. Будем надеяться, что Сизиф в ближайшее время все-таки затащит этот камень в гору, а затем он не скатится вниз...
Человеческий капитал в 20 миллионов
В рамках конференции так же состоялся круглый стол на тему «Проблемы и перспективы формирования человеческого капитала Казахстана в условиях демографического роста». Напомним, что 14 ноября 2023 года численность населения Республики Казахстан достигла 20 миллионов человек.
Цель проведения круглого стола заключалась в создании платформы для глубоких дискуссий и совместного исследования текущих проблем, связанных с формированием человеческого капитала в Казахстане. Особое внимание уделялось анализу критических проблем, связанных с развитием человеческого капитала в контексте демографического роста.
Участие в работе круглого стола приняли различные ученые, эксперты, депутаты, а также экс-депутаты. В ходе дискуссии были представлены интереснейшие исследования, а также предложения для обеспечения устойчивого развития. Например, экс-депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан VII созыва Ерлан Смаилов говорит: «Я вижу здесь несколько проблем, тема довольно сложная и комплексная. С точки зрения политики у нас нет четкого понимания того, что такое человеческий капитал. К сожалению, у Правительства на политическом уровне в целеполагании нет подхода с точки зрения человеческого капитала... Каждый государственный орган в меру своего понимания и своих целей реализует собственные задачи, при этом комплексной связи нет. Как мы видим, нет связи системы образования с рынком труда. Если брать социальную сферу, по данным UNICEF, у нас около 6 миллионов 250 тысяч детей, из них один миллион бедных. Это дети, которые недоедают, дети, которые фактически лишены будущего».
Итоги дискуссии, а также предложения будут направлены заинтересованным структурам, Правительству для учета в решении имеющихся комплексных проблем.
«Структура национальной экономики не отвечает запросам и растущим потребностям населения», — заключает Рахман Алшанов, ректор университета «Туран», доктор экономических наук, президент Ассоциации вузов Республики Казахстан.
Фото организаторов конференции