Сто раз подумайте, прежде чем размещать видео, фотографии и другую информацию о своем ребенке в соцсетях. С таким призывом в августе в преддверии нового учебного года выступили американское интернет-издание Scripps News и итальянский Italian Journal of Pediatrics.
Оба ссылаются на анализ и предостережения Better Business Bureau (BBB), действующей в США и Канаде частной некоммерческой организации под эгидой Международной ассоциации бюро лучшего бизнеса (IABBB) в Арлингтоне, штат Вирджиния. BBB выступает за повышение доверия между потребителем и производителем товаров и услуг, регулярно публикуя наблюдения о том, с какими компаниями и бизнесом можно иметь дело, а от каких лучше держаться подальше.
В конце минувшего июля BBB предупредила о последствиях явления, которое организация назвала родительским шерингом (от to share — делиться) — стремлением похвастать своим чадом перед большой аудиторией в соцсетях. Главная среди опасностей — кража персональной информации о ребенке для ее использования в неблаговидных целях.
Ими могут быть генерирование изображения конкретного дитя с помощью искусственного интеллекта в производстве порнографии, завоевание доверия ребенка мошенниками, педофилами и прочими подлецами, шантаж родителей и другие мерзости. Риск подвергнуться большим неприятностям многократно возрастает в начале учебного года, когда миллионы родителей, детей и подростков во всем мире бездумно выкладывают в соцсети персональную информацию о себе в стенах школ и других учебных заведений.
Традиция делиться фотографиями и видео первого дня в школе, часто сопровождаемыми подробной личной информацией (имена родителей, ребенка, школа, класс, учителя), вызывает тревогу экспертов, пишет Scripps News. Ведь доходит даже до того, что на всеобщее обозрение выставляют изображения детей, держащих перед собой табличку с указанием полного имени и физических характеристик — роста и веса!
Между тем эксперт BBB Мелани Макговерн подчеркивает уязвимость детей в интернете, отмечая, что «личность ребенка крадут точно так же, как и личность взрослого». Макговерн советует родителям внимательно относиться к своему окружению, когда они делают фото и видео, предназначенные для социальных сетей, и следить за тем, чтобы личные данные (в том числе домашний и школьный адреса, интерьер и внешний вид жилища и учебного заведения) не были видны.
Чтобы свести риск обнаружения локации к минимуму, Макговерн советует использовать общий или размытый фон. BBB также рекомендует родителям быть бдительными в отношении запросов на дружбу, регулярно пересматривать настройки конфиденциальности используемых соцсетей, чтобы уберечь своих детей от интернет-контактов с незнакомцами, которые как минимум могут навредить психике ребенка.
Потенциальные опасности выходят за рамки обычной кражи личных данных. Макговерн подчеркивает, что доступ к неактивным аккаунтам в соцсетях могут получить люди, желающие использовать информацию далеко не по назначению. Это может привести к тому, что незнакомцы попытаются завоевать доверие ребенка, используя личные данные, указанные в этих сообщениях. BBB рекомендует делать школьные видео и фотографии с условием, что их увидят только близкие друзья семьи. А лучше — вообще отнести такие изображения в разряд семейных тайн.
Обозначенные BBB проблемы являются частью более широкого разговора о конфиденциальности в интернете и необходимости защищать детей, их здоровье и психику в цифровизированном мире. По мере того как все больше личной информации становится доступной в интернете, возрастает риск серьезного морального, материального и даже физического ущерба миллиардам людей, среди которых дети могут стать самой частой целью преступников.
Italian Journal of Pediatrics не без иронии отмечает, что рекомендации BBB, адресованные родителям, полезны вообще всем, кто любит выставлять себя напоказ в соцсетях. Такие тщеславные пользователи добровольно своими руками отдают на всеобщее обозрение конфиденциальную информацию и легко становятся добычей киберпреступников. А оказавшись такой добычей, вопят то о денежном ограблении, то о нарушении общечеловеческих прав и свобод, то об «ужасной» несправедливости, обвиняя в этом кого угодно, но только не самих себя.
Примечательно, что и Scripps News, и Italian Journal of Pediatrics, комментируя предостережения организации Better Business Bureau, указывают и на древний исток современного тупоумия в обращении с личной конфиденциальной информацией — нарциссизм, разгулявшийся в селфи и соцсетях. По одной из версий древнегреческой легенды, сказочно красивый юноша Нарцисс был настолько влюблен в себя, что отвергал любовь всех девушек, в том числе прекрасной нимфы Эхо. Ее плач услышала богиня любви Афродита, покаравшая Нарцисса превращением в невзрачный цветок.
Злая ирония современности в том, что роль Афродиты взяли на себя подонки, превращающие самовлюбленных тупиц не в цветочки, а в источник наживы, предмет издевательства и насилия.