Буквально недавно Нобелевскую премию по физике 2024 года вручили ученым Джону Хопфилду и Джеффри Хинтону. Ее присудили за… вклад в развитие нейросетей. Официальная формулировка — за «основополагающие открытия и изобретения, которые позволяют осуществлять машинное обучение с использованием искусственных нейронных сетей». Они сделали свои открытия аж в 80-х годах, хотя развитие ИИ стало набирать обороты совсем недавно. Впрочем, это обычная практика Нобелевского комитета — большое видится на расстоянии? Лауреаты поровну разделят приз в 11 миллионов шведских крон (1 миллион евро).
Что сделали и что не так?
Специалисты в области нейросетей называют этих ученых основоположниками ИИ. Изобретения: Хопфилд создал ассоциативную память, способную хранить и восстанавливать изображения и другие типы данных, а Хинтон на основе «сети Хопфилда» изобрел метод автономного поиска свойств в данных. Один, можно сказать, продолжил дело другого в работе над созданием нейросетей. Но это все сложная для обывателя терминология, поэтому не будем заострять на ней внимание. Дело в другом.
Казалось бы, заслуженная награда нашла своих героев, и их заслуг никто не умаляет. Но… Вокруг этого решения разгорелся целый сыр-бор. Аудитория буквально разделилась на два лагеря. Нашлись недовольные. На Нобелевский комитет обрушилось много хейта. Кто-то посчитал, что выбор сделан неверно, несправедливо. Например, по словам IT-специалиста по информационной безопасности Андрея Масаловича, машинное обучение относится к сфере математики, и поэтому премия не должна присуждаться по физике.
— То, что награду за машинное обучение присудили в категории физики, свидетельствует о дальнейшей деградации премии. Это — нонсенс, — сказал он.
Эксперт в области нейросетей Роман Душкин также говорит, что в 2024 году «нобелевку» по физике присудили фактически за достижения в области математики, а точнее — искусственного интеллекта и машинного обучения. Но никак не физики.
Есть также море недовольных в соцсетях, пишущих о том, что, если нет номинации/дисциплины, то не должно быть и премии за это. Или что нужно учредить другую номинацию. Но… Как следует из открытых источников, Альфред Нобель в своем завещании не предусмотрел награду в области математики. И вообще, в то время, когда он учреждал премию, не было еще ни нейросетей, ни машинного обучения. Соответственно, и других дисциплин не предполагалось. А то ли еще будет? Какие дисциплины/науки появятся в будущем… «О, сколько нам открытий чудных готовит…»
Но есть и доброжелатели. По словам, например, Сергея Попруженко (эксперта в области теоретической физики) и Алексея Егорова (специалиста по ИИ) Хопфилд и Хинтон с помощью нейронных сетей воспроизводили все же физические процессы. И, взяв за основу фундаментальные принципы физики, разработали алгоритмы, позволяющие использовать структуру машинных сетей для обработки информации, что позволяет программе обучаться и совершенствоваться самостоятельно, без помощи человека.
Да и в пресс-релизе Нобелевского комитета написано, что Хопфилд и Хинтон использовали научные инструменты из физики для разработки методов, лежащих в основе современного машинного обучения.
Александр Панов, директор лаборатории Института искусственного интеллекта AIRI, объяснил, что методы, которые разрабатывали эти ученые, используют базовые физические принципы по минимизации энергии. У них получилось математически описать процесс через взаимодействие простейших элементов, а потом связать процессы хранения и запоминания информации с базовыми физическими понятиями.
То есть, получается, проблема недовольных не в том, что дали незаслуженно, а в том, что «не в той дисциплине». Не в том, что не «тем», а в том, что не «там». Кстати, Нобелевскую премию нельзя ни отозвать, ни отменить.
Немного о лауреатах
Джон Джозеф Хопфилд — американский ученый, 91 год. Известен как изобретатель «сети Хопфилда».
Научные сферы — физика, молекулярная биология, нейробиология.
Есть весомые награды: медаль Дирака (за вклад в развитие понимания биологии как физического процесса); премии — Альберта Эйнштейна (награда в области теоретической физики), Оливера Бакли (за работы в области физики конденсированного состояния). Член Национальной академии наук США.
Джеффри Хинтон — британский и канадский ученый, 76 лет. Называют «крестным отцом глубокого обучения».
Научные сферы — экспериментальная психология, кибернетика, информатика, искусственный интеллект, глубокое обучение.
Награды: премии Тьюринга (самая престижная премия по информатике, вручаемая Ассоциацией вычислительной техники за выдающийся научно-технический вклад в этой области), Румельхарта (за вклад в теоретические основы человеческого познания, эквивалент Нобелевской премии в области когнитивных наук). Интересный факт — дядя его бабушки Джордж Эверест был географом и генеральным топографом Индии, в честь него была названа гора Эверест.