В 2023 году благодаря телескопу Уэбба астрономы обнаружили, что наша Вселенная, когда была вроде еще молодой, уже была наполнена звездами и галактиками как будто она старая. В переданных телескопом сведениях обнаружили вовсе невероятное: во Вселенной много объектов, которые намного старше ее! Как такое возможно?
Например, в созвездии Геркулеса в хороший бинокль виден «волосатый» шарик, а в слабый телескоп — светлячок. Жители Южного полушария любят наблюдать похожее скопление и в созвездии Тукана. Его возраст — 20 миллиардов лет. А официальный стаж Вселенной — 13,6 миллиарда лет.
Фактически такие шаровые скопления находятся вне нашей галактики и окружают ее будто облаком. Когда оценивали их возраст и получали странные результаты, грешили на ошибки. Но благодаря телескопу Уэбба стало понятно: шаровые скопления действительно старше нашей Вселенной. В том числе некоторые скопления получили новые астрономические паспорта, и было официально признано, что им по 20 миллиардов лет.
Источником подозрений, что Вселенная старше, были сведения еще с предшественника Уэбба — телескопа Хаббл. Он показал, что одной из звезд 14,5 миллиарда лет. Ее прозвали Мафусаил по имени библейского героя, который жил столетиями. Проблему пытались решить манипуляциями с цифрами. Уже на первом курсе студентов-технарей учат теории ошибок. У каждого наблюдения есть шанс оказаться неточным. Все суммировали и сделали так, что это звезда моложе Вселенной «лишь» на 150 миллионов лет.
Но Вселенная, которой 150 миллионов лет, не могла породить такую звезду. Ведь в молодой Вселенной было всего два химических элемента — легкие водород и гелий. Все прочие формировались в недрах погибших звезд. В их первом поколении одни, в звездах второго — более тяжелые и так далее. Атомы, из которых мы состоим, созданы в давно исчезнувших звездах. Другого источника нет. А в Мафусаиле уже и металлы, и тяжелые ядра. Откуда они взялись? Поспорили ученые и отложили разборки до лучших времен.
Методы и техника астрономов и физиков очень сложны. Но в основе лежит простая идея. Вселенная — шар. Он постоянно расширяется после Большого взрыва. Ученые вычислили скорость расширения. Следовательно, если мысленно «перемотать пленку назад», получим координаты, где и был Большой взрыв. Из этого понятно: скорость расширения — параметр критический. Эта скорость задается так называемой постоянной Хаббла. Тут и начинаются проблемы.
Первые наблюдения говорили, что скорость разбегания галактик большая, а Вселенная по астрономическим меркам молодая. Но ученые сначала видели только близкие галактики. Их случайные движения друг относительно друга мешали выделить тот вектор, который был задан Большим взрывом.
А с чего ученые решили, что Вселенная расширяется равномерно? Ведь еще в 1929 году Фриц Цвикки предположил: а что, если свет, когда летит из немыслимого далека, «устает» и теряет энергию? Не учитывая эту гипотезу, ученые могут обманываться в возрасте Вселенной, когда наблюдают очень далекие галактики.
С прошлого года ученый мир оживленно обсуждает модель, предложенную профессором Раджендраром Гуптой. Согласно ей, на самом деле Вселенной 26,7 миллиарда лет. Гупта взял старую идею Цвикки об «усталости» света. Применительно к далеким галактикам это означает, что они существуют во Вселенной, которой 300 миллионов лет. Это иллюзия — ученых обманывает свет, который «притомляется» в пути.
Но вновь многое непонятно. Во-первых, сам Цвикки считал, что, если свет «устает», далекие галактики должны выглядеть размытыми. А они на всех современных снимках резкие, будто сделаны вблизи. Во-вторых, в «усталом» свете все должно развиваться в замедленном темпе. Например, сверхновая звезда должна взрываться очень медленно. Но такого тоже вроде бы не наблюдается. В-третьих, эхо Большого взрыва — реликтовое излучение. Большой взрыв оставил после себя световое эхо, которое ученые хорошо «видят» и с Земли, и со спутников. «Усталый» свет должен искажать микроволновой фон, чего тоже нет.
Модель Гупты пытается спасти теорию Большого взрыва, которую астрономы и физики пестовали последние сто лет. Получится ли? Не факт. Геоцентрическая модель с центром мироздания в лице Земли строилась около трех тысяч лет. И все равно была отвергнута благодаря смельчаку Копернику.
У теории Большого взрыва всего одно доказательство — световое эхо. Его обнаружили в 1965 году и трактовали именно как следствие вселенской катастрофы. Потому что в 1948 году Георгий Гамов, рассуждая о Большом взрыве, вывел, что нечто подобное должно наблюдаться. Нашли. Интерпретировали. Но телескопы Хаббл и Уэбб спутали все карты.
Для объяснения Большого взрыва потребовались невидимые темные материя и темная энергия, чтобы обосновать характер расширения Вселенной. Это странно. Теории, в которые вводится нечто невидимое, как правило, умирают. Или законы природы меняются, или Большого взрыва не было, а расширение Вселенной — случайность или иллюзия.