Слово «информация» произошло от латинских informatio («разъяснение, представление, понятие») и informare («придавать вид, форму, обучать, мыслить, воображать»). Но это всего лишь этимология. В той или иной мере информацию изучают с античных времен практически все науки. Они дают неисчислимое количество определений и объяснений этого явления, значительно превосходящего по охвату даже время и пространство, что позволяет считать информацию феноменом феноменов.
Он изучен и классифицирован лишь как данность. По восприятию информация бывает визуальной, звуковой, тактильной, обонятельной и вкусовой. По представлению — текстовой, числовой, графической, аудио и видео. По назначению — массовой, личной (приватной), специальной и секретной. По роли — актуальной, достоверной, истинной, ложной, полной и ценной.
Один из основоположников кибернетики и преобладавшей до XXI века теории информации математик Норберт Винер однажды сказал: “Информация — это не материя и не энергия. Информация — это информация”. При всей оригинальности этого суждения оно лишь запутывает вопрос о происхождении информации, ее уникальности и специфике. Неслучайно винеровская теория, отрицающая материальность и энергетичность информации, уже не столь популярна.
Как уже сказано, изучением явления исстари занимаются многие науки. Более того, во второй половине прошлого века возникли направления, поставившие во главу угла исследование исключительно информации. Сначала — сугубо прикладная информатика, а затем — и информациология, пытающаяся докопаться до корней явления, которое было, есть и будет всегда и повсеместно.
Основатель информациологии Иван Юзвишин дает ей такое научное определение: “Все науки представляют собой ветви единого автокорреляционного дерева, которым является информация. Информациология как наука об отношениях и корреляции в микро- и макроструктурах информациогенно-вакуумного и материализованного пространства Вселенной является генерализованным и наиболее крупным естественно-научным и чрезвычайно многогранным глобально-космическим обобщением ХХ века”.
Время и пространство, Земля и Вселенная, человек и космос, рождение и смерть, мысль и реальность, добро и зло, истина и ложь, мир и война, здоровье и болезнь, явь и сон, очевидное и невероятное, просвещенность и невежество, прошлое и настоящее — абсолютно все, что нас окружает и что внутри нас, пронизано информацией.
Даже кажущееся подчас ее отсутствие, с научной точки зрения, некорректно. Например, науки еще не знают, а лишь с минимальной долей вероятности предполагают, какой Земля была миллиарды лет назад. А мы вообще не представляем, что с нами будет через год или десять лет. Но это же еще не значит, что информации о далеком прошлом Земли и нашем будущем нет и не будет. Она лишь пока недоступна. “Нет информации” — тоже информация! И это лишь один из ее феноменов. Два других фундаментальных — бесконечность информации как времени и пространства, в прошлом и будущем, в макрои микромире.
“В третьем тысячелетии, — прогнозировал Юзвишин в учебнике “Основы информациологии” (2000 год, Москва, издательство “Высшая школа”), — информация как абсолютная истина познания явлений и процессов природы станет глобально-космическим ресурсом научно-технического процесса, владея которым, вероятно, можно будет полностью или частично обойтись без тонн угля, цистерн нефти, вагонов железной руды, других материальных, трудовых и финансовых ресурсов... Люди научатся управлять процессами термоядерного синтеза, гравитации, электромагнитных и неэлектромагнитных явлений, самообразования и самораспада в глубинных недрах Земли и в безграничных просторах Вселенной”.
Чего больше в этих суждениях? Утопизма или опережающего время пророчества, сопоставимого со сбывшимися предсказаниями ученых, футурологов и даже фантастов? На исходе первой четверти XXI века ясно лишь лавинообразное нарастание роли и влияния далеко не полностью познанной информации как субстанции во всех ее ипостасях. И не только на позитивные, но и на негативные признаки современности. Каких из них больше, не возьмется утверждать ни один серьезный исследователь...
Нашей эпохе свойственно противопоставлять точные науки гуманитарным, ожидая от первых ответов на все вопросы бытия. Насколько это оправданно? Все, что мы знаем об окружающем мире, есть информация, которая рассматривается лишь как некое одоление неопределенности. Но в чем суть этого феномена и можно ли дать ему объяснение с позиции только естественнонаучных дисциплин?
В эпиграфе к своему учебнику Иван Юзвишин продолжил начало Нового завета о божественном происхождении слова своей версией: “Слово — это Информация, и Информация вездесущая. Бог — это Информация, и Информация — это Бог вездесущий. Информация — это Вселенная, и Вселенная — это информация вакуумная, материализованная и дематериализованная”. А ведь еще в XIX веке Федор Тютчев напророчил: “Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется”. Поэтому будем с информацией только на Вы.