Красочные небесные явления

Загадочные кометы, метеорный поток, полнолуние и ослепительность Венеры — такие небесные явления ожидают нас в ближайшие несколько дней октября.

В предыдущих выпусках рубрики мы говорили о приближении к Земле кометы С/20203 А3 Цзыцзиньшань-ATLAS. Невероятно, но ее удалось зафиксировать на профессиональную фотокамеру в небе над Алматы. Алматинский фотограф Дмитрий Доценко даже сумел сделать видео пролетающей кометы. Фотограф в своем аккаунте в «Инстаграм» написал, что составил видео из 500 кадров, которые сделал 12 октября текущего года в период с 17.30 до 18.00 по местному времени.

Комета эта отличается своей невероятной историей открытия и яркостью, какую она не проявляла за последние 13 лет. В Северном полушарии Земли ее могли увидеть невооруженным глазом.

— Комета прошла свое сближение с Землей и начинает удаляться. Ее видимый блеск составлял -1 звездной величины. Из-за городской засветки и дымки над городом С/20203 А3 Цзыцзиньшань-ATLAS было довольно сложно найти, но кому-то все же удалось это сделать. К вечеру 12 октября появился небольшой просвет над Алматы и в бинокль можно было отыскать комету, — комментирует ведущий сотрудник Астрофизического института имени В.Г. Фесенкова Светлана Мошкина. — В ближайшие дни погодные условия больше не представят возможности наблюдать за С/20203 А3 Цзыцзиньшань-ATLAS невооруженным глазом, но, когда небо разветрится, увидеть ее будет возможно, правда, только через телескоп. Жителям западных, северных и центральных областей Казахстана в наблюдениях должно повезти больше.

О другой околосолнечной комете С/2024 S1 ATLAS, которой астрономы прогнозировали самую большую яркость на небе, наше издание также сообщало заранее. Напомним, что эту комету открыли только недавно, 27 сентября 2024 года. Ученые ждали, что она затмит даже Венеру и проявится за несколько дней до перигелия, который случится 28 октября. Но, похоже, она распалась, приблизившись к Солнцу.

— Астрономы не видят четкого ядра, а фотометрическая кривая напоминает фотометрические графики комет, которые разрушились (дезинтегрировались) от встречи с Солнцем, — говорит Светлана Мошкина. — Однако дальнейшие наблюдения покажут более четкую картину.

После сентябрьских Персеид в октябре нас удивит еще один известный науке и красивый по своей яркости и интенсивности метеорный поток. Называется он Ориониды, так как радиант потока находится в Орионе — созвездии небесного экватора. Активность этого метеорного потока прогнозируется на даты со 2 октября по 7 ноября, а пик приходится на 21 октября. Ориониды можно будет наблюдать во второй половине ночи до рассвета в Южном и Северном полушариях.

— Отличительной чертой, характеризующей данный поток, являются быстрые метеоры и яркие болиды, после которых остается насыщенный след из ионизированного газа, — поясняет Светлана Мошкина. — По расчетам астрономов, их может быть до 20 метеоров в час. Наблюдения будут осложняться яркой убывающей Луной, которая находится на небе всю ночь с вечера и до рассвета.

Метеорный поток Ориониды связан с другим метеорным потоком под названием Эта-Аквариды (радиант находится в созвездии Водолея, наблюдаются весной), а прародительницей данных потоков является комета 1Р/Галлея, возвращающаяся к Солнцу через 75-76 лет. Это первая комета, для которой определили эллиптическую орбиту и точный период, и она носит имя английского астронома Эдмунда Галлея. В последний раз 1Р/Галлея наблюдалась в 1986 году, следующий ее визит ожидается в 2061-м.

В октябре проявится и вечерняя видимость второй планеты Солнечной системы — Венеры. В настоящий момент она видна непродолжительное время, и только на юго-западе в созвездии Весов недалеко от Антареса — самой яркой звезды в созвездии Скорпиона. Венера 24 октября перейдет в созвездие Змееносца. Марс в конце октября также будет перемещаться в одном направлении с Солнцем. Планету можно будет наблюдать в ночном и рассветном небе. Всю ночь 21 октября можно будет видеть и окольцованную планету Сатурн.  Юпитер тоже будет неплохо виден в 20-х числах месяца. Также, по данным ученых-астрономов, в конце октября можно будет наблюдать такие явления: 19 октября Луна пройдет по небосклону от звездного скопления Плеяды и от Урана, 21 числа — от Юпитера, а 23 октября — от звездных величин Поллукса и Марса, 24 октября наступит последняя четверть Луны, и 26 числа она пройдет от звездной величины Регула.

До этих дат в ночь с 16 на 17 октября наблюдалось очередное полнолуние. При ясной погоде оно живописно смотрелось и погружало в романтику. Любое небесное явление способно вдохновлять человека. Главное, чтобы оно не приносило никаких проблем.

Фото из открытых источников