Новости астрономии. Дракониды октября

Суперлунием ознаменовалось начало второй половины сентября, а на смену ему приходит еще одно впечатляющее явление неба, такое как метеорный поток Дракониды.

Прошло душное лето, и ворвался к нам, наконец, свежий и прозрачный воздух сентября, а значит, и более ясное небо, за которым всегда любопытно наблюдать, особенно в ночное время. С 17 по 18 сентября небо порадовало нас своим суперлунием, которое могли наблюдать все жители планеты. А полутеневое лунное затмение видели только в западном полушарии Земли. Такое явление, как суперлуние, было вызвано максимальным приближением Луны к Земле. И в Алматы Луна в свое полнолуние была сказочно красивой и попала на многие кадры фотоохотников.

В эти же даты, наблюдая за небом и передвигаясь по созвездию Водолея, хорошо виден Сатурн — шестая по удаленности от Солнца планета. Юпитер ближе к полуночи подымается в эти дни на востоке, пересекая созвездие Тельца и находясь недалеко от самой яркой звезды в этом созвездии Альдебаран, также известном как Глаз Тельца. Однако самыми интересными небесными явлениями сентября и начала октября станут частые метеорные потоки, в частности такой из них, как метеорный поток Дракониды.

Прогнозы по звездному небу комментирует Светлана Мошкина, сотрудник Астрофизического института имени В.Г. Фесенкова:

— На данный момент точно подтверждены 64 метеорных потока. Каждый месяц можно одновременно наблюдать на небе метеоры трех-четырех разных потоков. Они отличаются цветом, скоростью, направлением движения, и только некоторые из них очень активны.

О таких метеорных потоках, как Каприкорниды и сентябрьские Эпсилон-Персеиды говорилось в предыдущих номерах нашего издания, и активность Персеид еще будет наблюдаться до 21 сентября.

На смену к ним приходит метеорный поток Дракониды, радиант которого находится в созвездии Дракона, расположенного немного левее и выше Большой Медведицы, — говорит Светлана Мошкина. — Поток будет довольно слабым, и его интенсивность составит менее 10 метеоров в час, но были зафиксированы случаи в 1899-м, 1933-м и 1946 годах, когда количество падающих звезд превышало сотни, а то и тысячу в час, — говорит Светлана Мошкина. — По предварительным прогнозам исследователей, такой обильный звездопад обещают в 2062 году. В этом году земля пересечет два пылевых следа, оставленных кометой в 1852-м и 1859 годах. Как это повлияет на активность потока, пока точно не известно. Дракониды в основном наблюдаются в Северном полушарии, и этот метеорный поток является одним из немногих, доступных для наблюдения с вечера до полуночи.

Дракониды как метеорный поток связаны с кометой 21/P Джакобини-Циннера. С 6 по 10 октября можно будет наблюдать максимальное число метеоров, и желательно это делать при ясном небе. Ученые сообщают, что активность этого потока, похожего на ливни, наблюдалась в 1933-м и 1946 годах. Такие потоки считаются непредсказуемыми, и при наблюдении за ними есть возможность увидеть самые яркие вспышки на небе.

В этом году их интенсивность будет составлять, по предварительным данным, около пяти метеоров в час. Освещенность Луны при этом составит 28 процентов, а пик активности будет зафиксирован в ночь с 8 на 9 октября. Наблюдать за Драконидами можно будет вечером до полуночи в Северном полушарии нашей планеты, где радиант поднимется в свою наивысшую точку. Этот метеорный поток можно будет видеть и из северных широт Южного полушария, но там он будет менее ярким.

Радиант Драконид находится недалеко от звезд Эльтанин и Растабан в созвездии Дракона, потому они и получили такое название. При наблюдении за Драконидами надо найти как раз это созвездие.

Метеоры Драконид представляют собой кусочки пыли, которые сгорают в атмосфере, а источником пыли является комета 21P/Джакобини-Циннера, в названии которой буква P говорит о ее периодичности, а число 21 указывает на то, что это 21-я обнаруженная учеными комета данного вида. Часть названия Джакобини-Циннера является, собственно, фамилиями ученых Мишеля Джакобини и Эрнста Циннера, открывших комету. Мишель Джакобини обнаружил это явление 20 декабря 1900 года из обсерватории Ниццы во Франции.  Позднее немецкий исследователь Эрнст Циннер заново открыл комету 23 октября 1913 года.

В 1985 году 21P/Джакобини-Циннера стала первой кометой, сквозь плазменный хвост которой прошел космический спутник.

Когда эта комета достигает своего максимального сближения (перигелия) с Солнцем, она может вызвать и метеорный шторм. Такой мощный перигелий был зафиксирован в ночь с 9 на 10 сентября 2018 года, когда количество небесных объектов достигло 100 метеоров в час.

Такое явление, возможно, будет наблюдаться и в следующем году.