В Казахстане разработан новый проект Закона "О науке". Точнее, так назывался действующий с 2011 года закон РК. Нынешний законопроект называется "О науке и технологической политике". С чем связано такое изменение, в чем принципиальная разница в содержании, подходах и приоритетах этих документов? Об этом мы беседуем с членом рабочей группы при Министерстве науки и высшего образования по разработке данного законопроекта, ученым, академиком НАН РК, профессором, доктором технических наук Мейрбеком Молдабековым.
- Уважаемый Мейрбек Молдабекович! Вы - ученый, и в то же время вы - практик. Вы вместе с Талгатом Амангельдиевичем Мусабаевым создавали космическую отрасль республики. А космическая деятельность - самая наукоемкая и высокотехнологичная. По вашему мнению, в чем основная проблема отечественной науки?
- У нас, к сожалению, наука отделена от производства, а производство - от науки. Они никак напрямую не взаимосвязаны. Главная задача - нужно превратить нашу науку в производительную силу! Для достижения этой цели должна работать связка «наука - технологии - производство». Без научно-технологической поддержки производство не может развиваться в принципе.
- Почему этого не произошло у нас?
- Первая причина общеизвестна - наука в Казахстане по финансированию находится на последнем месте даже среди государств постсоветского пространства, не говоря уже о развитых. Второе - то, о чем я только что сказал, в нашей стране не работает связка «наука - технологии - производство».
Конечно, для решения этих проблем руководством страны делается многое. За последние четыре года предприняты серьезные шаги по повышению статуса науки и ученых. Если четыре года назад уровень финансирования науки в Казахстане был самым низким среди государств СНГ и составлял всего 0,13 процента от ВВП (в индустриально развитых странах цифра превышает 3 процента), то к сегодняшнему дню государственное финансирование науки возросло на 70 процентов по сравнению с 2019 годом.
Парадокс, но еще недавно ученые практически не имели постоянного места работы, поскольку работали по проектам и на срок проекта, и то только в случае победы в конкурсе! Сейчас в законодательство введены нормы, обеспечивающие бесперебойную деятельность целого ряда научных институтов.
И, наконец, сроки выполнения проектов продлены с трех до пяти лет, что способствует формированию научных школ и укреплению бесперебойности оплаты ученым за проводимые научные исследования и разработки. Благодаря этим мерам сейчас мы наблюдаем заметный приток в науку молодых специалистов. Последнее очень важно, так как без притока молодых ученых у казахстанской науки не будет будущего.
- Возвращаясь к законопроекту, какие еще недостатки у действующего Закона "О науке"?
- В нем не отражена четко ключевая роль научных разработок в связке «наука - технологии - производство». Готовя законодательные нормы, мы должны были ответить себе на вопрос - что мы хотим получить от науки, какую роль отводим ей в развитии экономики страны? Очевидно, что мы не должны ограничиваться лишь получением новых знаний, занимаясь только научными исследованиями, а должны еще и использовать полученные знания для развития экономики, занимаясь также научными разработками. Проще говоря, наука должна стать производительной силой и давать экономический эффект!
- И каким путем этого можно достичь?
- У нас есть опыт создания высокотехнологичной и наукоемкой космической отрасли. Взаимодействие с ведущими европейскими компаниями и изучение их опыта разработки и создания космических систем позволили нам глубже понять пути превращения нашей науки в производительную силу. А это и есть главная задача.
Роль науки в развитии производства реализуется через цепочку «наука - технологии - производство», а источником технологий являются научные разработки. К сожалению, в действующем Законе РК «О науке» уделено внимание только первому базовому направлению науки - научным исследованиям, но не уделено второму базовому направлению науки - научным разработкам.
Также надо откровенно сказать, что у нас слабо развито промышленное производство, которое и создает основной спрос на научные разработки. Производство, даже то, которое нам досталось в наследство от бывшего СССР, мы в большинстве своем фактически утеряли. Достаточно упомянуть такие крупные заводы и фабрики, как АЗТМ, ПЗТМ, Завод имени С.М. Кирова, АЭТЗ, АХБК, Каргалинский камвольно-суконный комбинат и многие другие, которые производили машиностроительную продукцию и товары народного потребления на экспорт.
Отсутствие собственного промышленного производства является в настоящее время главной причиной отсутствия спроса на научные разработки, так как о необходимости разработок новых технологий, выпуске новой продукции должны заявлять производственники. В индустриально развитых странах научные разработки финансируются промышленными компаниями в объеме до 70 процентов от общих затрат!
И, наконец, у нас нет должного государственного целеполагания науки на уровне социально значимых, стратегически важных задач. Существующая система организации научных разработок не нацелена на конечного потребителя. Государство не ставит перед учеными конкретных задач по достижению конечных результатов, имеющих социально-экономическое значение, которые должны быть достигнуты в итоге использования результатов научных разработок.
Ярким примером особой важности целеполагания для развития науки являлось ее бурное развитие в бывшем СССР в ходе решения стратегически важных государственных задач - создания ядерного оружия и ракетной техники для его доставки. Результатом решения этих задач стало не только создание средств ядерного сдерживания третьей мировой войны, но и мощный прорыв в развитии как фундаментальных наук, таких как механика, математика, физика, химия, биология, так и прикладных, таких как вычислительная техника (аналоговая и цифровая), материаловедение, теория автоматического управления, радиоэлектроника, радиосвязь, робототехника, искусственный интеллект и др.
Именно в этот период зародилось производство цифровых вычислительных машин, ставших основой цифровизации, которая в настоящее время является основным трендом технологического развития в мире.
И еще одна причина связана с тем, что отсутствие спроса на научные разработки со стороны промышленности и целеполагания со стороны государства усугубляется отсутствием должной государственной поддержки и стимулирования частных инвестиций в научные разработки. В условиях ограниченности бюджетных средств, выделяемых на выполнение научных разработок, для Казахстана становится важным стимулирование научных организаций на проведение разработок за счет собственных средств и средств различных фондов или привлечение частных инвесторов. Базой для этого могут служить результаты научных исследований, выполненных научными организациями в рамках ранее выделенных бюджетных средств.
- Какие же меры могут привести к изменению структуры финансирования науки?
- Первая мера - это законодательное разделение науки на два базовых направления: научные исследования и научные разработки, что соответствует опыту индустриально развитых стран разделять науку на R&D (research and development). Это разделение диктуется тем, что указанные два базовых направления науки кардинально различаются между собой по целям, характеру выполнения работ и их конечным результатам.
Цель научных исследований - получение новых знаний, без которых наука не может развиваться, а цель научных разработок - применение полученных знаний, без чего наука не может стать производительной силой.
Научные исследования выполняются в виде фундаментальных и прикладных исследований, а научные разработки - в виде опытно-конструкторских, технологических и испытательных работ.
Научные исследования направлены на социальный эффект в виде повышения уровня знаний и научных публикаций, а научные разработки направлены на прямой экономический эффект в виде новых технологий, ноу-хау, материалов, продуктов и услуг.
С точки зрения экономистов и финансистов, два базовых направления науки в определенном смысле даже противоположны друг другу, так как первое трансформирует деньги в знания, а второе - знания в деньги.
Таким образом, чтобы заработала связка «наука - технологии - производство», необходимо внести в разрабатываемый проект закона РК «О науке и технологической политике» положение о том, что источником технологий производства являются научные разработки и что расширение научных разработок есть основной путь превращения науки в производительную силу.
Это позволит не только открыть дорогу отечественным технологиям производства и технологическим инновациям, но и четко разделить роли, порядок формирования, выполнения и оценки результатов грантового и программно-целевого финансирования, в рамках которых выполняются научные исследования и научные разработки соответственно.
Вторая мера - изучение внутреннего спроса и активная государственная поддержка инновационного процесса, формирование перечня конечной продукции, на которую есть реальный внутренний спрос в отраслях экономики. Даже если это не будет производством экспортной продукции, оно выгодно, так как создает новые рабочие места и снижает импорт зарубежной продукции и, соответственно, инфляцию. По этому перечню конечной продукции нетрудно сформировать перечень требуемых научных разработок по созданию и внедрению технологий производства конечной продукции по отраслям экономики.
Такой подход к повышению спроса на промышленную продукцию должен быть применен в первую очередь в отношении оборонной продукции исходя из того, что передача технологий производства продукции военного и двойного назначения ограничена международными договорами. В странах с развитым оборонно-промышленным комплексом научные разработки в области обороны всегда являются одним из мощнейших двигателей инновационного роста и экономического развития государства.
Исходя из опыта этих стран организация в Казахстане производства военной продукции должна опираться в первую очередь на отечественные технологии.
Опора на результаты научных разработок необходима и в случае покупки зарубежных технологий, чтобы существенно снизить риск необоснованных затрат бюджетных средств на покупку устаревших или неэффективных.
Третья мера - не стесняться применения опыта развития науки и человеческого потенциала в бывшем СССР: надо ставить великие цели! Вспомните энтузиазм советских людей от полета Юрия Гагарина или американцев от полета на Луну. Сегодня, например, такой опыт успешно используют Объединенные Арабские Эмираты. Они определили в качестве конкретной социально значимой цели создание научной космической станции для исследования Марса, которую приурочили к 50-летнему юбилею своей страны в 2021 году. Это вызвало огромную волну энтузиазма среди молодежи, мощный всплеск ее интереса к научным исследованиям, связанным с решением огромного круга задач по разработке космической техники, широкого спектра новой аппаратуры, перспективных космических технологий и их приложений, имеющих высокий потребительский потенциал как в гражданской, так и военной сферах.
Четвертая мера - всемерное расширение государственно-частного партнерства, основанного на гарантировании государством спроса на конечную продукцию и свободного от риска вкладывать бюджетные средства в научную разработку. Примером, подтверждающим эффективность этой меры, может служить опыт Казкосмоса по разработке государственной автоматизированной информационной системы экстренного реагирования при авариях и катастрофах (ЭВАК). Решение о создании этой системы было принято государствами - членами Таможенного союза в конце 2012 года. Обязательность исполнения данного решения давала разработчикам гарантию спроса государства на эту систему и ее услуги. Это обстоятельство позволило подведомственному Казкосмосу Институту космической техники и технологий найти частного инвестора, заинтересованного в разработке системы ЭВАК.
Этот пример убедительно показывает, что разработка отечественных технологий производства высокотехнологичной продукции вполне возможна за счет собственных средств или привлечения средств частных инвесторов, если у разработчиков есть твердая уверенность в том, что эта продукция будет иметь гарантированный спрос. При этом заделом для разработки указанной технологии стали научные результаты, полученные в рамках ранее выполненных научных исследований по программе прикладных исследований в области космической деятельности.
- Очень часто мы слышим критику, что затраты на науку ничего не дают, кроме удовлетворения любопытства самих ученых. По каким критериям следует оценивать результативность научных исследований и научных разработок?
- Эти критерии не должны совпадать, они должны быть разными! Они должны отчетливо выражать указанные выше различия и особенности их целей, характера работ и конечных результатов с точки зрения ускорения социально-экономического развития страны.
Для научных исследований, направленных на получение новых знаний, критерий количества публикаций в зарубежных изданиях позволяет адекватно оценить не только результативность, но и конкурентоспособность нашей науки на мировом уровне. Однако этот критерий абсолютно не подходит для оценки результативности научных разработок, результаты которых содержат ноу-хау о способах и средствах использования полученных знаний для разработки технологии производства. Можно назвать веские причины для такого утверждения. Во-первых, публикация и раскрытие ноу-хау противоречат здравому смыслу. Во-вторых, раскрытие ноу-хау через публикацию наносит огромный вред экономическим интересам страны, выдавая коммерческие тайны и создавая конкуренцию отечественному производству. И, в-третьих, раскрытие ноу-хау через публикацию выдает государственные и военные тайны.
По этим причинам критерий результативности научных разработок, в отличие от критерия результативности научных исследований, не должен выражаться количеством публикаций. Он должен выражаться количеством созданных на базе разработанной технологии новых рабочих мест, добавленной стоимостью продукции/услуги, произведенной путем использования разработанной технологии, или стоимостью покупки этой технологии у других стран.