Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияИстория

Вслед за «Синей птицей». К 120-летию Натальи Сац

В этом году в России и в Казахстане отмечается 120-летие со дня рождения первой в мире женщины оперного режиссера, советского театрального режиссёра, публициста, драматургапедагога Натальи Ильиничны Сац

«Мать детских театров мира» 

Еще в 1930-х годах прошлого века Наталью Ильиничну Сац приглашали создавать спектакли за рубежом, а в 1931 году она получила международное признание после того, как представила на сцене Берлинской государственной оперы «Фальстафа» Джузеппе Верди, став первой в мире женщи­ной оперным режиссером.

Звание «Мать детских театров мира» Наталья Сац получила на первом заседании центра Международной Ассоциации театров для детей и молодёжи, а сегодня ее именем названы основанные ею Московский государственный академический детский музыкальный театр и Государственный академический русский театр для детей и юношества в Алматы. Перед зданием театра в Москве  установлен памятник режиссеру, в самом театре находится мемориальный кабинет Натальи Ильиничны. В ее честь названа московская школа № 626, где располагается музей ее памяти под названием «За Синей Птицей…»  На фасаде перед входом в алматинский ТЮЗ в этом году по инициативе актерского состава театра была установлена мемориальная доска с портретом Натальи Ильиничны и в настоящее время в театре проходит цикл мероприятий, связанных с именем основательницы первого в Казахстане театра для детей. 

28 Н. Сац театру 90-е годы.JPG

Наталья Сац родилась в семье музыкантов в Иркутске 27 августа 1903 года. В Москве, куда семья Сац переехала в 1904 году, она прошла обучение в частной гимназии Е. А. Репман, играла в Драматической студии имени А. С. Грибоедова, получила музыкальное образование, окончив в 1917 году музыкальный техникум имени А. Н. Скрябина. Только много позднее, в 1953 году, она смогла получить образование на театроведческом факультете ГИТИСа. Впрочем, это, скорее, больше было необходимо для документального подтверждения ее статуса, так как Наталья Сац родилась в театральной семье и имела, что называется, режиссерский талант от Бога.  

Она еще с пятнадцатилетнего возраста заведовала детским отделом  театрально-музыкальной секции Моссовета и в этом же юном возрасте создала первый театр с репертуаром для детей. С 1921 года до 1937-ого была директором и художественным руководителем Московского театра для детей, сегодня он называется Российским академическим молодёжным театром. С ранних лет она предпочитала воспринимать все только через музыку, обладала тонким слухом, сильным артистическим воображением и ярким темпераментом. Стремясь расширить сферу художественного воспитания юного зрителя, Наталья Ильинична вводила в репертуар симфонические концерты и музыкальные спектакли для детей. Это, к примеру, были детская опера «Сказка о рыбаке и рыбке» Л. А. Половинкина, поставленная на сцене в 1935 году, симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева, показанная годом позднее. Стоит отметить, что все спектакли в постановке Натальи Сац сопровождались великолепной музыкой, часто высокой хореографией, а до самого представления и после него интерактивными встречами, во время которых дети могли общаться с режиссерами, актерами, а также делиться полученными впечатлениями, отражая их в рисунках. То есть, подрастающее поколение, получая яркую гамму чувств и эмоций, познавало все тонкости искусства через проявление искреннего интереса к нему. Чтобы убедиться в этом, можно посмотреть в интернете видеозаписи представлений в московском театре.  Интерактивная подача театрального материала была придумана не в ХХI веке точно. 

Многогранные способности Натальи Сац проявились и в написании книг, большинство и которых посвящены размышлениям и влиянии театра на воспитание подрастающего поколения. Наиболее известные ее методологические и мемуарные издания вышли под названиями «Театр для детей», «Дети приходят в театр», «Новеллы моей жизни», «Жизнь - явление полосатое». В одной из них она пишет: «Меня часто спрашивают, как, когда у меня появилось чувство неодолимой потребности отдать все свои силы, опыт, любовь на создание первого театра оперы для детей… Вся моя жизнь какими-то крупицами готовила меня к этому, самому главному…» 

Роксана Сац сейчас.jpg
Роксана Сац

Вслед за «Синей птицей»

Мало кто знает, что Наталья Сац выступила режиссером фильма-спектакля «Синяя птица», вышедшем в 1983 году. А до того, открыв в Москве первый детский музыкальный театр и став его руководителем, она ввела в репертуар балет «Синяя птица». Это сценическое творение является визитной карточкой театра. А Наталья Сац, вдохновленная когда-то пьесой бельгийского драматурга М. Метерлинка о поиске Синей птицы, или птицы Счастья, сама стала почти сказочным персонажем, и примером того, как не уйти в уныние от тягот жизни и продолжать сохранять любовь к своей профессии, к музыке и искусству, как спасаться этим самым искусством, и увлекать им других людей.  

Основатель и руководитель шести детских театров, активный пропагандист музыкального искусства для детей, эта женщина внесла не оцененный полностью вклад в развитие детского театра и художественного воспитания детей. 

В Казахстане Наталья Ильинична оказалась не по собственной воле. В исторически кровавом 1937 году ее мужа Израиля Вейцеранародного комиссара внутренней торговли СССР, арестовали по обвинению в контрреволю­ционной деятельности. Как «член семьи изменника родины», она провела в лагерях пять лет. Освободили Наталью Сац в конце 1942 года, не дав разрешения вернуться в ее любимую Москву. Зато в очередной раз повезло советской Алма-Ате, куда направилась режиссер вслед за известными артистами, композиторами, писателями из Москвы и Ленинграда, которые уже работали здесь в годы эвакуации.  

сац.JPG

Алма-Ата в судьбе Сац или Сац в судьбе города 

В самый разгар Великой Отечественной войны в 1943 году 40-летняя женщина и ее 15-летнаяя дочь Роксана выехали в Алма-Ату. В своих мемуарах Наталья Сац делится воспоминаниями о своем пути в Казахстан: «Мне дали «подъемные» и два билета в Алма-Ату в мягком вагоне. Чемодан набила платьями разных лет, сбереженными мамочкой, взяла с собой галеты, консервы, у нас с дочкой и конфеты нашлись. Настроение чудесное. И я, и она забыли слово одиночество. Дочь - подруга, притом всему заразительно рада».

Судя по книгам Натальи Сац, ей часто везло на встречи с людьми. И в семье, в которой она появилась на свет, постоянно были знаменитые и интересные гости, и среди них Станиславский, Вахтангов, Качалов, другие артисты МХТ, в котором служил ее отец, а также величайшие музыканты своей эпохи - Стравинский, Рахманинов, и всю жизнь ее сопровождали счастливые встречи. 

Вот и в поезде, направлявшимся в Алма-Ату, она познакомилась с директором Казахской филармонии. Он еще в Москве узнал, что известный режиссер Наталья Сац едет в столицу Казахстана, и проявил по отношению к ней гостеприимство в пути. «Директор Филармонии Жумин еще по дороге в Алма-Ату в поезде на мой вопрос, бывают ли у них концерты для детей, посмотрел на меня удивленно и ответил: «Нет, никогда не было». Уговорю его начать воскресные утренники в Филармонии!», - запишет Наталья Сац. 

сац_1.jpg

Первую ночь в теплой Алма-Ате двум дамам Сац пришлось провести именно в филармонии: «В Алма-Ату мы приехали не по расписанию, поздно ночью, и меня никто не встретил. Как хорошо, что Жумин довел нас до здания Филармонии, и заспанная сторожиха помогла нам разместиться на диване в его кабинете».

В столице Казахской ССР Наталья Сац принялась за своё любимое дело, и уже в 1945 году ей удалось открыть первый в стране Алма-Атинский театр юного зрителя. Сегодня он называется Государственным академическим русским театром для детей и юношества, и носит ее имя. А режиссерский дебют Сац в Алма-Ате состоялся в Казахском театре оперы и балета, где в 1944 году она поставила оперу Дж. Пуччини «Чио-Чио-Сан». Конечно же, это был оглушительный успех, но также и начало большой дружбы с Куляш Байсеитовой. О ней Наталья Сац напишет многое, и в том числе это: «Как благодарна я ей за то счастье взаимопонимания, которое, в общем-то, так редко бывает у режиссера и оперного артиста. Забегая вперед, скажу, что во время исполнения арии Куляш плакали не только зрители, но и защищенные своими медными трубами артисты оркестра, дирижер, да и весь технический персонал, жавшийся в кулисах…»

Хочется поделиться с читателями нашего издания и первыми впечатлениями Натальи Ильиничны о городе и его театре оперы и балета: «На следующий день проснулись поздно и, взявшись за руки, пошли по городу. Много деревьев - каштаны, дубы, акации. Хорошие дома, большие улицы, но много и типично казахских строений. Встречаем людей - смуглых, черноволосых, с восточным разрезом глаз. Самое удивительное - горы со снежными вершинами. Они кругом, везде, куда ни погляди, словно город расположен в огромной воронке. Здание Театра оперы поразило меня своим великолепием. Его строители, видно, хорошо знали итальянское зодчество, но, влюбившись в орнаменты Востока, дали «зазвучать» этому зданию в удивительном сложном аккорде. Было часа четыре дня, время между репетицией и спектаклем, когда в театрах остается только охрана. Как было интересно увидеть зрительный зал с расписным потолком, огромное углубление для оркестра, большую сцену. Не знаю, сколько бы мы еще разглядывали люстры и роспись стен, если бы над ухом не раздался раздраженный голос молодого администратора: «Мы ее ищем по всему городу, а она разглядывает наш театр!»

Снимок экрана 2023-10-11 в 10.03.48.png

В Москву после долгих алматинских «гастролей» режиссер вернулась только в 1958 году. В столице большой державы она руководила Всероссийским гастрольным театром, а затем - детским отделением Мосэстрады. В 1964 году организовала и возглавила первый в мире Московский детский музыкальный театр (ныне Московский государственный академический детский музыкальный театр им. Н. И. Сац). Много гастролировала за рубежом, посетив Бельгию, Австрию, Венгрию, ФРГ, США, Францию, Италию, Японию и другие страны. С 1981 года Наталья Ильинична стала обучать студентов  ГИТИСа, в этом же вузе защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения.

Умерла Натальи Сац 18 декабря 1993 года в Москве, где похоронена в на Новодевичьем кладбище. Удивительная судьба, достойная написания книги, сценария. Возможно, что и проявится какой-то хороший писатель, чтобы собрать в одно ожерелье столько потрясающих историй из жизни гениальной женщины. 

Фото предоставлены пресс-службой Государственного академического русского театра для детей и юношества города Алматы.