Летние экспедиции на места былых боев стали уже обычным делом для павлодарцев — членов поискового отряда «Майдан жолы». Нынешней год не исключение. И, как всегда, ребята вернулись домой с множеством историй и военными находками.
Белорусский рубеж
Поисковая экспедиция «Днепровский рубеж-2025» проходила на 10 объектах, в основном — на местах былых боев 1941 года на территории Быховского района.
«Соединения Красной Армии, которые тогда прибыли на Могилевщину, насчитывали десятки национальностей. В том числе казахов, россиян, белорусов, узбеков, киргизов и других представителей всех 15 союзных республик. Весь Советский Союз встал на защиту. И, если бы не такое единение народов, мы бы ту войну не выиграли», — отмечает командир отряда Александр Шитов.
На полях у деревни Искань остались лежать сотни бойцов Красной Армии. Точных цифр никто не знает. Но поисковики не теряют надежды обнаружить их всех и по возможности установить имена и судьбы солдат и офицеров. Работу в этой местности поисковики не прекращают. Большое подспорье — архивные документы, немецкие аэрофотоснимки, воспоминания местных жителей. А еще — дневник участника сражений в этих местах Андрея Слуцкого, который чудом уцелел. Кстати, подобное ведение дневника в армии было запрещено, но желание записать хронологию событий было сильнее, так что боец втихаря, на маленьких листочках, записывал свое мнение о событиях, которые здесь происходили. Когда осознал, что плен неизбежен, закопал дневник в поле под кустом картофеля. Осенью, уже в период оккупации, местная девочка пошла копать картошку и нашла этот дневник. Всю войну она хранила его. Слуцкий выжил. Он прошел через лагеря, вернулся в армию. Дневник сохранился, поэтому есть нарративное описание событий июля 1941 года.
В результате проведенных работ при раскопках в лесу и на полях были подняты останки 31 бойца и командира Красной Армии, при которых находились предметы военного снаряжения, амуниции и главное — восемь личных опознавательных знаков (смертных медальонов), бумажные вкладыши пяти из которых благодаря проведенной экспертизе были прочитаны.
А мы пойдем на север
После завершения работ в Белоруссии павлодарские поисковики сразу же выдвигаются в следующую экспедицию — на места сражений Курильского десанта августа 1945 года. Здесь, на островах, японцы сосредоточили более 80 000 солдат и офицеров, оборудовали девять аэродромов и посадочных площадок общей емкостью до 600 самолетов. Сильная японская артиллерия вела огонь по советским кораблям, на суше пехотные и танковые части японцев атаковали десантников.
Участники международной поисковой экспедиции «По следам Курильского десанта», в которой приняли участие поисковики из 20 регионов России, прибыли на остров Шумшу — самый северный из группы Курильских островов, расположенных в Тихом океане.
Как вспоминает Александр Шитов, на Шумшу история буквально под ногами.
«Две недели наша международная команда работала в режиме «свободный поиск», обследовала места боев на склонах высот 171 и 165. Именно здесь в 1945 году наши воины прорывали оборону японцев. Поиск шел рядом с уничтоженными японскими легкими танками типа 97 «Шинхото Чи-Ха», 95 «Ха-Го», а также вблизи оборонительных сооружений, в засыпанных окопах и траншеях. Копали японские траншеи в день по 45-90 метров. Грунт тяжелый, камней много. Провели выходы в местах высадки морского десанта, находили ДОТы, на которых были проведены работы по их освобождению от грунта и песка», — вспоминает командир павлодарского отряда.
Шумшу хранит много тайн. Среди находок экспедиции — патроны от ППШ, «рубашки» и сами гранаты РГД, гранаты «Ф1», патроны к винтовкам Мосина и Арисака, гильзы, орудия и многое другое. Во время раскопок было поднято из земли и уничтожено более 300 единиц мин, гранат, снарядов, ящиков с патронами.
По итогам работы на склонах были найдены останки шести бойцов Красной Армии, которые мужественно штурмовали японские укрепления на этом стратегически важном острове, и пяти воинов японской армии. Останки бойцов будут переданы экспертам для дальнейшего изучения, установления их личностей.
Работы у поисковиков еще много.
Фото из архива Александра Шитова