Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияИстория

Тайна земной молодости Христа

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа» (1988, Канада — США)

Печатный выпуск «Нового поколения» совпал с православной Страстной пятницей — днем, когда, согласно Библии, был распят на Голгофе Сын Божий. Его земная жизнь с рождения до 12-13 и с 30 лет до казни и воскрешения в 33 года подробно описана в Новом Завете. Но где был и чем занимался Иисус в юности и молодости в течение 17-18 лет — белое пятно во всех христианских религиозных источниках. 

Версия авантюриста

В 1895 году в Париже на французском языке вышла книга «Неизвестные годы Христа» журналиста Николая Нотовича. Она родилась как результат поездки автора в конце 1880-х по Северной Индии и Гималаям, где после перелома ноги Нотович на полтора месяца застрял в горном монастыре. Там путешественника не только вылечили, но и рассказали ему об отроке Иисусе, пришедшем в местные края с запада по Шелковому пути с купеческим караваном. 

До возвращения на родину Иисус якобы именно в Индии и на Тибете учился и проповедовал среди бедноты, почитавшей его как святого Иссу. Буддийский лама-врачеватель подкрепил рассказ, показав Нотовичу манускрипты, копии более древних записей. Благодаря своему переводчику-секретарю Нотович записал отрывки из документов. 

Вернувшись в Европу, Нотович поделился этой информацией с влиятельным кардиналом Ротелли, предлагая как можно скорее ее обнародовать. Ответ поразил журналиста: оказывается, Ватикан давно располагает десятками (!) древних манускриптов, привезенных европейскими миссионерами из Аравии, Египта, Индии, Китая и других стран, о жизни Иисуса — Иссы на Востоке. Опережая недоумение Нотовича тем, почему же эта информация остается под спудом, Ротелли как бы невзначай участливо поинтересовался не испытывает ли собеседник недостатка в деньгах. В них Нотович нуждался, но не принял намек и ушел в расстроенных чувствах. 

После первого выхода книги она и ее автор подверглись в Европе уничижительной критике. В частности, индолог Леопольд фон Шредер назвал книгу «большой жирной ложью». Корректнее выразился авторитетный филолог и востоковед конца XIX века Фридрих Макс Мюллер: «Принимая как должное, что М. Нотович джентльмен, а не лжец, мы не можем отделаться от мысли, что буддийские монахи, должно быть, шутники, которым нравится мистифицировать любознательных путешественников, и что М. Нотович слишком легко стал жертвой их шуток». 

До третьего десятилетия ХХ века так и воспринимались «Неизвестные годы Христа» в научном мире. Но в 1922-м британский ученый Свами Абхедананда, в 1925-м российский философ Николай Рерих (оба побывали там же, где и Нотович), а позднее и другие исследователи подтвердили главную информацию книги. «Я всегда знал, что Иисус был в Индии», — цитируют многие источники Рериха, сильно удивившего личное окружение. 

Немаловажный вопрос: почему книга впервые издана в Париже, а не на родине Нотовича в России? Дело в том, что еще до вояжа на Восток журналист успел заработать дурную репутацию. Кем только ни клеймили православного еврея Нотовича: самозванцем, выдававшим себя за русского аристократа, агентом царской охраны, иностранным шпионом и прочими нелесными эпитетами. Из них самый мягкий — авантюрист. Поэтому Нотович обращался за содействием к кардиналу Ротелли, а русский перевод книги с французского, дополненный автором возражениями европейским критикам, вышел в Санкт-Петербурге, по разным источникам, лишь в 1906 или 1910 годах. 

Вместо папы римского ответил историк

В майском номере за 1999 год журнал «Огонек» опубликовал открытое письмо Папе римскому Павлу II тележурналиста Сергея Алексеева, работавшего собкором Гостелерадио СССР в Индии. Со ссылкой на книгу Нотовича и других авторов, не отвергавших с порога информацию об индо-тибетском периоде земной жизни Иисуса, Алексеев спрашивал: «Почему же Ватикан до сих пор скрывает от верующих и мирян, что Иисус полжизни провел на Востоке — в Индии? (...) И откуда у Вас право кормить людей историей о Нем, как манной кашей — с ложечки, дозируя ее, не давая самим во всем разобраться?». Ватикан не ответил. 

В июле 1999 года «Огонек» предоставил слово российскому историку и автору несколько книг о христианстве Якову Кротову, который, в частности, писал: «Дорогие читатели! Неужели вы до сих пор верите, будто Джордано Бруно сожгли за невинные рассуждения об астрономии, а не за то, что он случайно ознакомился с биографией Христа из папского архива? Очень интересная биография. Там, в частности, объяснялось, что Христос был сыном княжны Евфросинии Полоцкой (XII век, преподобная Евфросиния закончила свои дни в Иерусалиме, почитается Греко-католической и Православной церквями. — А.Ж.), покинул дом в поисках смысла жизни, под именем Афанасия Никитина дошел до Индии, а умер в Москве от ран, полученных на Куликовом поле... Подлинная автобиография Иисуса сохранилась в двух экземплярах: один — в Ватикане, в скверном переводе на аккадский язык, написан клинописью, а другой, на чистом церковнославянском языке, заперт в сейфе в российском Государственном архиве древних актов на Большой Пироговке. Категорически требует сохранения тайны Московская Патриархия: специально отобранные монахини денно и нощно следят, чтобы рукопись оставалась за семью печатями... О существовании этого манускрипта знают все наши крупнейшие ученые, в его содержание посвящают каждого нового властителя России, но никто не решается предать этот секрет огласке. Сожгут еще заживо!..». 

Ирония над омоложением Иисуса на 12 веков и его «залегендированием» под именем тверского купца и путешественника, родившегося после Куликовской битвы, понятна. Но на фоне злонамеренных попыток исказить историю Христа и христианства Кротов оценивает открытое письмо Алексеева добродушно. Оно, пишет историк, «не раздражает, а скорее трогает бескорыстным пафосом, жаждой найти «настоящего Христа», простодушной уверенностью, что «манускрипты не могут лгать». 

Уже серьезно Яков Кротов подчеркивает: «Как рядовой читатель «Огонька» скажу: Иисус похож на человека не тем, что он «лучший из людей», примерный ученик и потому великий Учитель. Иисус вообще не похож на человека. Иисус — Человек. Потому и не любят отличников, что знания иногда вытесняют в них человека, остается лишь «похожесть». 

В начале XXI века Сергей Алексеев снял трехсерийный документальный телефильм «Потаенные годы Иисуса», повторяющий версию Нотовича и в 2003 году показанный Первым каналом РФ. Картина вызвала резкое неприятие провинциальных священников Русской православной церкви (РПЦ) и верующих вплоть до требований запретить фильм. 

От скандала до запредельной фантастики

Среди аргументов запрета мини-сериала Алексеева было и письменное возмущение игумена Екатеринбургской епархии Димитрия (Байбакова) тем, что «скандальный фильм Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», собравший пикеты (протестные. — А.Ж.) верующих у Останкино, — просто детский лепет по сравнению с кощунством в сериале». 

Характеристика работы мэтра американского кино «детским лепетом» в сравнении с документалистикой Алексеева некорректна уже хотя бы потому, что «Последнее искушение Христа» по роману греческого писателя Никоса Казандзакиса — художественный фильм. Он вызвал несопоставимо более громкий и долгоиграющий скандал, чем «Неизвестные годы Христа». Еще до выхода «Последнего искушения...» в 1988 году его съемки неоднократно пытались сорвать. Прокат фильма в США встретил отказ его демонстрировать более чем тремя тысячами американских кинотеатров. Скорсезе обвиняли в мыслимых и немыслимых грехах вплоть до порнографии, хотя ее и близко не усматривали профессиональные кинокритики и другие эксперты, в том числе российские. 

Злую шутку с фильмом сыграло активное и возмутившее многих вмешательство верующего католика Скорсезе в сюжет и смысл Священного писания. Достаточно сказать, что в картине взрослый Иисус после многочисленных перипетий (в том числе чудесного спасения от смерти на кресте девочкой-ангелом) женится на блуднице Марии Магдалине. С ней он обретает семью и детей, а после кончины Магдалины берет в жены двух сестер одного из персонажей Библии. А Иуда — в первую очередь близкий друг и лишь затем ученик Иисуса, но вовсе не предатель. 

Проходит долгая жизнь, у ложа состарившегося и умирающего Иисуса собираются его убеленные сединами ученики. Не кто-нибудь, а Иуда называет учителя предателем и трусом за то, что он выбрал мирскую жизнь. И намекает, что девочка-ангел, спасшая его, была на самом деле Сатаной. Только финал позволяет лишь догадываться, что 99 процентов картины — грезы-искушения Иисуса. Последние кадры: распятый на кресте Иисус из последних сил шепчет: «Свершилось», улыбается и умирает. 

Провалившееся в прокате и до сих вызывающее осуждение церкви и верующих, «Последнее искушение...» получило несколько номинаций на международных кинофестивалях, в том числе за лучшую режиссуру, но наград не обрело. По сообщениям зарубежных СМИ, в прошедшем апреле Скорсезе мог начать съемки нового художественного фильма с рабочим названием «Жизнь Иисуса» по одноименному роману 1973 года классика японской литературы Сюсаку Эндо. Наученный горьким опытом «Последнего искушения...», Скорсезе запретил творческому коллективу будущей картины распространяться о ее подробностях. В СМИ просочилась лишь информация, что действие фильма перенесено в начало XXI века. 

Еще к одной версии земной жизни Иисуса приложил руку уроженец Восточного Казахстана, бывший первый министр печати и информации РФ и глава комиссии по рассекречиванию советских архивов Михаил Полторанин. В видеобеседах с журналистом Андреем Карауловым в 2020-х годах Полторанин рассказал, как в начале 1990-х ему удалось побывать в архивных подвалах Ватикана. 

Попасть туда и ознакомиться с манускриптами, проливающими свет на земную молодость Иисуса, Полторанину удалось якобы благодаря договоренности: Москва не обнародует переданные СССР итальянскими коммунистами после казни Муссолини серьезные документы о сотрудничестве Католической церкви с гитлеровским режимом (эти бумаги Ватикан просил отдать), а Ватикан допускает в свои архивы российского представителя, которым и стал Полторанин. 

Со ссылкой на древние рукописи, переводимые в Ватикане лично и, возможно, устно для Полторанина с итальянских подстрочников, Михаил Никифорович сообщает, что Иисус действительно существовал и был очень талантливым человеком. Но его родила якобы не Дева Мария, а азиатская женщина по имени Мариям. Она и Иисус — Исса, по словам Полторанина, провели часть жизни и покинули бренный мир на северо-западе территории современного Китая, где и похоронены. Кто же тогда отец Иисуса и кто принял смерть за грехи человеческие на Голгофе, а затем был воскрешен Господом? Полторанин умалчивает. Более того, он считает, что Иисус, как и человечество, — бесконечно далекий уже по историческим меркам потомок экипажей звездолетов, прибывших на Землю из созвездий Ориона и Сириуса. 

*** 

Приведенные и другие интерпретации земной молодости Христа вплоть до самых невероятных лишь осложняют вопрос, где же он все-таки был и чем занимался полжизни. Думается, христианские церкви не горят желанием публично вдаваться в эту проблему по одной простой причине. Каким бы обидным это ни показалось кому-то, но церковь не считает свою паству и мирян созревшими для спокойного осмысления возможной закрытой информации о Христе. Иначе говоря, современное духовное (или бездуховное, это уж как кто считает) состояние человечества совершенно непредсказуемо в том, какой будет его реакция на истину. Всему свое время. 

Читайте в свежем номере: