Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияИстория

Святой князь Невский — символ единения народов

6 декабря отмечается день памяти Александра Ярославича Невского – дипломата, политика, святого, канонизированного Православной церковью. Среди прочих подвигов и достижений Александр Невский был первым, кто установил дипломатические отношения с Великой степью.

Посол РФ в Казахстане Алексей Бородавкин убежден, что в нашей стране Александр Невский снискал уважение и почтение именно в связи с тем, что сумел урегулировать отношения между Древней Русью и Золотой Ордой. 

1.Александр Невский.jpg

Братство евразийцев 

Известный ученый, историк, этнолог, востоковед и географ Лев Гумилев был последователем идей евразийства. Он считал Александра Невского архитектором такой глобальной исторической структуры, как русско-ордынский альянс. Лев Николаевич, исследовав архивы, сделал заключение: “В 1251 году Александр приехал в орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал сыном хана Батыя. И в 1252 году привел на Русь татарский корпус с Неврюем — опытным нойоном (знатным человеком в землях, населенных монголами)”. С точки зрения Гумилева и его сторонников между Александром и Батыем установились крепкие дружеские отношения. Русский князь пользовался уважением Батыя, его сына Сартака, а также преемника — хана Берке”.

Мы, казахстанцы, склонны выяснять происхождение любой личности по национальной принадлежности, жузам, родам, семьям, фамилиям. И личность великого полководца и святого интригует нас, помимо прочего, своим происхождением. Исходя из выводов Льва Гумилева, говоря современным языком, Александр Невский получил статус названого сына хана Батыя, так как он стал побратимом царевича Сартака — наследника трона Золотой Орды и любимого сына хана. И, если отслеживать внутриродовые связи великого князя, то выясняется, что Александр Невский — наполовину половец, кыпчак. Женой великого владимирского князя Всеволода Большое Гнездо (деда Александра Невского по отцовской линии) была половчанка. Как и у отца Невского, Ярослава Всеволодовича, супруга также была половчанкой. 

Половецкие корни имели и бабушка, и мать Невского. Конечно, генетическая экспертиза дает более определенную картину. Но даже арифметический подсчет показывает, что почти на три четверти Александр — половец, кыпчак. 

Есть и вполне научные доказательства половецкого следа в составе крови Александра Невского. Российские ученые расшифровали геном его сына Дмитрия Александровича (руководитель группы ученых Егор Прохорчук — заведующий лабораторией геномики и эпигеномики позвоночных ФИЦ биотехнологии РАН, член-корреспондент РАН). Информацию об этом можно найти на портале “Научная Россия”. 

Проводя исследования, ученые выявили, что разрушенный саркофаг в Спасо-Преображенском соборе Переславля-Залесского содержит останки одного из четырех сыновей Александра Невского Дмитрия Александровича (1250-1294 годы). Археологам, историкам и генетикам представилась возможность изучить уникальный генетический материал. Точность эксперимента с выделением и анализом древнейшего генома обеспечивало специальное помещение — “чистая комната” со всем необходимым исследовательским оборудованием. 

Учеными был сделан вывод о принадлежности Дмитрия Александровича, сына Александра Невского, к родовой группе Рюриковичей, чей общий предок — Ярослав Мудрый. Опуская сложную наукообразную доказательную базу в формулах и цифрах, обратимся к выводам. Оказалось, что предки князя по мужской линии — древние люди из земель Большого Оленьего острова в Кольском заливе (середина II тысячелетия до н.э.) А вот материнская линия происхождения Дмитрия Александровича уводит в Центральную Азию. И это связано с распространенной традицией русских князей вступать в брак с дочерьми половецкой знати. 

В ходе исследований были определены предки Невского, принадлежащие к трем наиболее многочисленным группам. Первая относится к викингам — раннесредневековому населению Восточной Скандинавии. Вторая альтернативная версия ведет к представителям славянского населения Древней Руси XI века. И третья — к степным кочевникам, народам степей Евразии железного века. 

4. Лев Гумилев и его книги.jpeg

Дружба народов без границ 

В наши дни достижения Льва Николаевича Гумилева снискали признание в научном мире. Взаимодействие славян и кочевого мира всегда находилось в фокусе его научных изысканий. 

На титульном листе своего труда “Древние тюрки” Лев Гумилев начертал такие строки: “Посвящаю эту книгу нашим братьям — тюркским народам Советского Союза” (Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М., 1993). Историк и философ Лев Николаевич первым выразил уважение к татаро-монгольской истории и самобытной культуре, выступив в их защиту. Гумилев первым выступал против европоцентричной “черной легенды” в отношении татаро-монгольского ига, выдвигал аргументы против вековой вражды между кочевниками Степи и земледельцами Леса. 

В научном мире до Льва Гумилева самобытной татаро-монгольской истории отказывалось в праве на равноценность с европейской или китайской историей. 

Используя строгую научную фактологию, Лев Николаевич показал значимость роли тюркских и монгольских народов в истории России. В своих трудах ученый доказал, что между народами и этносами отсутствовала ненависть. Он при этом обозначил систему отношений, отличающихся динамичностью и сложностью, с неизменными чувствами симпатии, уважения к этническому своеобразию друг друга. 

Гумилев был убежден в том, что народы, населяющие Великую Степь, не были патологически жестокими, они не стремились разрушать достижения культуры иных народов. Их поведенческие стандарты отличались от европейских, однако это не значит, что чем-то они были ниже или хуже. Они просто характеризовались инаковостью. 

Львом Николаевичем Гумилевым была сформирована доказательная концепция того, что народам — русскому, монгольскому и тюркам — свойственно естественное братство. 

Таким образом, в соответствии с учением Льва Гумилева и его последователей товарищеские и партнерские отношения Александра Невского с Батыем, его сыном Сартаком и его преемником ханом Берке способствовали установлению вполне мирных отношений Руси с Ордой. И это послужило развитию синтеза, “плавильного котла”, в котором слились восточнославянская и тюркская культуры. И Александр Невский стал символом этого единения. 

В июле 2023 года на территории Александро-Невского собора в Алматы был открыт памятник — бронзовая фигура святого князя Александра на коне, но без оружия — с иконой в руках, что подтвердило символичность фигуры Невского как связующего звена славянских и тюркских народов. 

Галия Бекмуратова, АПН Фото из открытых источников 

Читайте в свежем номере: