Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияИстория

Оренбург – столица КАССР

Память о казахской автономии сохранилась в Оренбурге

Улица Советская. Первое ее название - Большая

26 августа 1920 года декретом Советского правительства была образована Киргизская Автономная Социалистическая Советская Республика (КАССР). Именно так первоначально называлась Казахская автономная республика. Первой столицей ее стал Оренбург.

Еще в период Гражданской войны 70 волостей Оренбургской губернии были переданы в недавно до этого образованную Башкирскую республи­ку. Несколько месяцев спустя от Оренбургской губернии были отделены Челябинский и Троицкий уезды, образо­вавшие Челябинскую область. Фактически остатки Оренбургской губернии ока­зались нежизнеспособны. Тогда ее попытались укруп­нить, соединив с бывшей Тургайской областью.

Однако 4 октября 1920 года в Оренбурге состоялся Учредительный съезд Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов Казахской автономии (273 делегата от областей Казахстана и шесть делегатов от казахского населения Алтайской губернии). Самыми большими делегациями были Оренбургская и Тургайская. Ряд деятелей Алаш-Орды, перешедших в 1919 году на сторону советской власти, были делегатами I съезда. На нем были избраны высшие органы власти КАССР — Центральный Исполнительный Комитет во главе с Сейткали Мендешевым и Совет Народных Комиссаров во главе с Виктором Радус-Зеньковичем. 

Подготовительную работу к созыву съезда провел Революционный комитет по управлению киргизским краем (Кирревком) — высшее военно-гражданское управление краем. Кирревком функционировал 15 месяцев — с июля 1919 по октябрь 1920 года. Возглавил его профессиональный революционер Станислав Пестковский, поляк по происхождению. До этого он уже имел опыт «национального строительства»: в 1917-1919 годах работал заместителем наркома в коллегии Наркомата по делам национальностей, затем был направлен уполномоченным СНК на Западный фронт, где участвовал в создании Литовско-Белорусской республики. Впоследствии он разделил судьбу большинства членов национальных ревкомов и первых краевых СНК — был расстрелян в 1937 году.

— Обычно деятельность Кирревкома связывают с окончанием Гражданской войны в крае и урегулированием отношений с Алаш-Ордой, — говорит Асия Айтенова, научный сотрудник Национального архива РК. —  Однако еще по декрету 10 июля 1919 года на революционный комитет возлагались проведение подготовки к Учредительному съезду Казахской автономии и начало всех основных советских преобразований. Уже в условиях Гражданской войны, еще до создания советской автономии, начала осуществляться культурная программа. Было введено бесплатное обучение в школах на родном языке. 

в бывшем генерал-губернаторском дворце находились ЦИК и Совнарком КиргАССР.jpg
В бывшем генерал-губернаторском дворце с 1920 по 1925 год находились ЦИК и Совнарком Киргизской (Казахской) АССР

По словам Асии Айтеновой, в работе Кирревкома — краевого большевистского органа — активно участвовали деятели алашского движения Ахмет Байтурсынулы, Алимхан Ермеков, Жакып Аймаутов, Сагындык Досжанов, Халел Габбасов, Аспандияр Кенжин и другие. Провозглашенное советским правительством право каждой нации на автономию стало решающим мотивом для алашординских лидеров. Ахмет Байтурсынулы и другие представители движения «Алаш» уже весной 1919 года первыми начали переходить на сторону советской власти, надеясь реализовать принцип самоопределения казахов в федеративной советской России. В свою очередь, ВЦИК 4 апреля 1919 года объявил амнистию всем деятелям автономии Алаш-Орды при условии прекращения антисоветской деятельности и согласия пойти на советскую службу.

В результате соглашения алашординцев и большевиков было принято обращение Учредительного съезда Советов Киргизской (Казахской) АССР, в котором особо подчеркивалось, что обеспечение национального будущего казахского народа стало, наконец, возможным. Фундаментальные принципы национальной политики были изложены в резолюции Х съезда РКП (б), где подчеркивалось, что суть национального вопроса в РСФСР состоит в том, чтобы уничтожить ту отсталость национальностей, которую они унаследовали от прошлого, дать возможность остальным народам догнать Центральную Россию и в государственном, и в культурном, и в хозяйственном отношении.

В нынешнем здании краеведческого музея располагались наркоматы продовольствия и рабоче-крестьянской инспекции Киргизской АССР.jpg
В нынешнем здании краеведческого музея Оренбурга располагались наркоматы продовольствия и рабоче-крестьянской инспекции Казахской АССР

— Характерно, что целый ряд ключевых вопросов устройства советской автономии был взят большевиками из программных документов «Алаш» и начатых алашординцами преобразований, — указывает Асия Айтенова. —  При определении границ и территории КАССР было учтено требование I Всеказахского съезда (1917) о выделении всех областей (девяти) с преобладающим казахским населением в особую национальную территориально-административную единицу — автономию Алаш. Ее границы были очерчены участниками Алаш-Орды.

Первый Cъезд Советов КАССР в 1920 году фактически продублировал резолюции по земельному вопросу первого Всеказахского и второго Тургайского областного съездов (1917), организованных лидерами партии «Алаш». В дальнейшем подобное заимствование проявилось и в практике «коренизации» правительственных структур, введении делопроизводства на казахском языке, а также обучения и издания учебников.

ІІ Всеказахский съезд, который также проходил в Оренбурге 13 декабря 1917 года, сформировал комиссию по составлению учебников и учебной литературы во главе с Ахметом Байтурсынулы. На съезде решено было выделить для ее работы необходимые средства из национального фонда, созданного на том же съезде.

В комиссию вошли также Магжан Жумабаев, Ельдес Омаров, Биахмет Сарсенов, Тельжан Шонанов. План работы этой комиссии, составленный на основе доклада Дулатова, был внесен в протокол заседания съезда и представляет особый интерес, так как по факту был реализован Наркомпросом в первые годы советской власти на основе алфавита Ахмета Байтурсынулы. Помимо учебников, особая комиссия должна была составлять методические пособия для учителей общеобразовательных школ, книги о воспитании детей, правила о постановке дела народного образования во всех казак-киргизских школах, выработать правописание казахского языка, переводить на казахский язык полезные книги и брошюры.

Национальная интеллигенция в Казахстане сотрудничала с советской властью главным образом в области народного просвещения. Включившись в работу по созданию казахской советской государственности, ее видные представители продолжили, теперь уже на советской основе, просветительскую деятельность. 

На доме Байтурсынова также имеется соответствующая памятная доска.jpg
Памятная доска на доме Ахмета Байтурсынова, первого наркома просвещения КиргАССР

Оренбург становится опорным пунктом проведения всех советских преобразований в казахской степи. Высшие органы власти советской автономии создавались здесь по образцу РСФСР. В состав правительства (Совнаркома) вошли 12 руководителей народных комиссариатов — наркомов.

Одним из участников первых советских преобразований КАССР в Оренбурге был Архип Кузьмич Бочагов. Участник гражданской войны, делегат VIII съезда Советов, успевший окончить учительские курсы, он был назначен заведующим Киргизским (Казахским) издательством. В 1960-е годы Бочагов являлся ректором Оренбургского пединститута. В своих мемуарах «У истоков» он отмечал, что с установлением столицы в Оренбурге под административные и культурные учреждения КАССР были переданы лучшие здания города, практически все они являлись памятниками архитектуры XIX — начала XX века. 

В Оренбурге было создано Казахское государственное издательство (3 ноября 1920 года). Издательство было размещено в бывшем особняке оренбургского купца Зарывнова (пер. Хлебный, 4), а типография — в Караван-Сарае, поскольку только там были станки с арабским шрифтом. Бочагов описал те трудности, которые приходилось преодолевать в условиях разрухи и голода (в том числе и бумажного). Тем не менее уже в 1922 году объем изданий на казахском языке составил 30 печатных листов тиражом в 57 500 экземпляров.

Таким образом, с помощью Оренбурга была временно укреплена го­сударственность казахского народа за счет передачи в пользование развитого в промышленном плане горо­да, самого крупного в регионе (более 100 000 жителей). Для сравнения — в Уфе проживали 92 000 человек, в Екатеринбурге — 70 000, а в самом крупном городе Казахстана того времени Кустанае — чуть бо­лее 20 000. Оренбург был населен жителями, имеющими на тот момент высокий уровень грамотности, а также солидные традиции в обла­сти просвещения. Будучи столицей КАССР, Оренбург стал настоящей кузницей национальных кадров, чему в немалой степени способствовал созданный в 1919 году Институт народного образования.

Но в 1925 году столицей Казахской республики стала Ак-Мечеть (сейчас Кызыл- Орда). В изменившихся условиях Оренбургский губиспол­ком поставил вопрос о возвращении губернии в состав РСФСР, и 6 апреля 1925 года Президиум ВЦИК решил этот вопрос положительно.

Фото из открытых источников

Читайте в свежем номере: