Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Непознанное. Мистика живописи
ИсследованияИстория

Непознанное. Мистика живописи

"Женщина дождя". Светлана Телец

История живописи содержит немало примеров, окутанных загадочностью и мистикой. Эти качества присущи полотнам не только великих художников старины, но и авторов более близких нам времен.

Написанная Питером Брейгелем-старшим в 1564 году картина “Поклонение волхвов” посвящена библейскому сюжету принесения даров родившемуся Иисусу. Для изображения Девы Марии художнику позировала его кузина. Она не могла иметь детей, за что ее поколачивал супруг. Возможно, поэтому и мать Христа, и другие персонажи полотна так печальны. По предположению исследователей творчества Брейгеля, он настолько проникся состраданием к двоюродной сестре, что вольно или невольно “зарядил” жалостью и работу. Но это лишь догадки. В реальности все семьи частных владельцев картины подолгу или вообще не имели детей. В итоге она была продана британской Национальной художественной галерее. 

Покупатели написанной в 1647-1650 годах Диего Веласкесом “Венеры с зеркалом” богатые торговцы разорялись, а то и умирали. У одного пираты потопили корабли с товарами, у другого от удара молнии сгорело почти все имущество, а третьего убили во время ограбления. Поползли слухи, что “Венера” приносит несчастье. Лишь в 1906-м полотно за бесценок приобрела Лондонская картинная галерея. Там в 1914 году картину изрезала ножом суфражистка Мэри Ричардсон. Полотну потребовалась серьезная реставрация. 

Бесполое существо с застывшим на лице выражением ужаса смотрит с картины норвежца Эдварда Мунка “Крик” (1893). Он выплеснулся под впечатлением от заката, увиденного художником под Осло рядом с реальным мостом. На одном его берегу находилась скотобойня, на другом — клиника для душевнобольных. Мост был излюбленным местом самоубийц. Когда “Крик” оказался в местном музее, один из его сотрудников уронил картину, после чего его начали мучить сильнейшие головные боли. Врачи оказались бессильны. Невыносимость страданий довела беднягу до суицида. Также выпустил из рук полотно во время смены экспозиции другой служащий. Вскоре он попал в автокатастрофу, получил тяжелые травмы, но все-таки выжил. Посетитель музея, дотронувшийся до картины, спустя несколько дней сгорел в своем доме. Видевшие “Крик” не рискуют приобретать даже репродукцию картины, отмечая, что она нагоняет тоску и страх. 

Кисти Михаила Врубеля принадлежит “Демон поверженный”, начатый в 1900 году. Эту картину художник маниакально дописывал буквально на глазах зрителей через десять лет во время первого публичного показа. Такое поведение подвигло близких уговорить его показаться психиатрам. Им художник признался, что во время труда над полотном его мучили галлюцинации, а приходивший во снах демон требовал называть картину иконой. Диагноз известного психиатра Владимира Бехтерева: спинномозговая сухотка, за которой следуют сумасшествие и смерть, настигшая художника в больнице. 

На портрете “Плачущий мальчик” итальянца Джованни Браголина (настоящее имя — Бруно Амадио) изображен ребенок, по щекам которого катятся крупные слезы. Художнику позировал его сын, боявшийся огня. Чтобы заставить малыша плакать, Браголин подносил к его лицу зажженные спички. Однажды мальчик не выдержал и крикнул отцу: “Чтоб ты сам сгорел!”. Вскоре мальчуган умер от воспаления легких. А художник дожил до 70 лет, но славы не снискал. Оригинал картины считается утерянным, но ее репродукции были популярны в Англии (продано свыше 50 000 штук), пока не выяснилось, что они имелись во многих домах, где случались пожары, но остались невредимыми. 

В 1985 году The Sun опубликовала рассказ супругов Рона и Мей Халлов, утверждавших, что пожар в их доме спалил все, кроме репродукции. Брат Рона Питер служил в пожарной части вместе с коллегой Аланом Уилкинсоном. И оба уверяли, что оставшиеся в целости копии находились на многих пожарищах. Публикация сопровождалась фотографией копии с подписью Tears for fears... the portrait that firemen claim is cursed (“Слезы за страх... портрет, который пожарные считают проклятым”). 

Сюрреалистическая “Женщина дождя”, написанная одесситкой Светланой Телец в 1996 году, не прижилась ни у одного из многочисленных хозяев. Они возвращали картину, жалуясь, что после ее покупки мучились ночными кошмарами и навязчивым ощущением слежки за собой. Последние по времени сообщения об этом полотне появлялись в середине 2000-х. Тогда “Женщина дождя” находилась без рамы в одном из салонов Винницы. 

Среди объяснений дурной славы картины — ответ украинским журналистам кандидата богословских наук и протоиерея Преображенского кафедрального собора Винницы Виталия Голоскевича: “Художник вкладывает в произведение то настроение, в каком пребывал в момент его написания. И неизвестно, кто руководил художником в тот момент. Поэтому если это было что-то нечистое, то даже освящение картины не поможет. У человека есть дух и душа. Есть по-настоящему духовные произведения искусства, а есть душевные. И картина, о которой вы говорите, представляет именно такое душевное искусство. А оно не от Бога”. 

Читайте в свежем номере: