Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Непознанное. Как воздействует Святой Дух
ИсследованияИстория

Непознанное. Как воздействует Святой Дух

Как на человека воздействует Дух Святой, задаются вопросом авторы журнала «Православная жизнь» Андрей Чиженко и Андрей Гавриленко, пытаясь ответить верующим гражданам на основе Священного Писания.

В нем важны каждая йота (маленькая буква) и каждая запятая, говорят авторы. И если нам что-то непонятно, то оно еще не открылось нам. В Новом Завете видимое появление Святого Духа описано дважды. Один раз во время крещения Иисуса Христа, когда Святой Дух сошел в виде голубя. Другой раз — в виде огненных языков на Пресвятую Богородицу и апостолов в день Пятидесятницы (другое название — день Святой Троицы, отмечаемый на 50-й день после Пасхи). 

Голубем (чистой небесной птицей мира) Святой Дух явился потому, что надо было показать людям, что именно Иисус, воспитанный в семье назаретского плотника Иосифа, является сыном Бога Отца, сошедшим с неба для спасения людей, что он и есть ожидаемый человечеством мессия, объясняют авторы. А видом огненных языков святой дух указывал на сущность дара, сообщенного апостолам и деве Марии, которая тоже несла апостольское послушание.

Сущность дара — в призыве идти в языки (народы) и проповедовать Евангелие, обращать народы в христианство, рукополагать священников и утверждать церкви Божьи. Здесь одновременно символика и языка как народа, и языка как инструмента Слова — главного деяния, которое предстояло совершить апостолам. Но в богословской литературе дар языков («глоссалия» – греческое слово, означающее «говорение языком») имел еще одно качество, о котором упоминает святой первоверховный апостол Павел: «Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя, ибо кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом». То есть Павел упоминает о неком ангельском языке, небесной глоссалии, которая давалась христианам первых веков как дар Святого Духа.

Этот дар не имеет ничего общего с тем, что происходит сейчас в так называемых пятидесятнических религиозных сектах: бормотание бессмыслицы, разгорячение крови и эмоций, пена у рта, конвульсии, похожие на эпилептический припадок, и прочее. Святые отцы пишут, что дар иных языков (в данном случае ангельского языка) не горячил кровь. Наоборот, он был словно бы прохладен, не туманил голову и не пьянил. 

Человек оставался в сознании и в мирном состоянии духа без каких-либо конвульсий и пены у рта. Это общение по доброй воле в свободе и истине с Богом, открытие Господом человеку духовной реальности без какого-либо порабощения его личности и, как результат отсутствия этого порабощения, без повреждения духовной, психической и телесной жизни человека.

Но к IV веку дар разговаривать на языках других народов и на ангельском языке исчез. Почему? Потому что, объясняют авторы, церковь победила язычество. Она стала центром жизни для миллионов людей, фундаментом государств и народов. Апостолы свою миссию выполнили. Наступил новый период в жизни церкви, который получил в истории характеристику эпохи вселенских соборов. Началось время открытия догматов – богооткровенных истин, на которых строится вероучение. Догматы — тоже дар Святого Духа, который продолжает изливаться на верующих по сей день, превращая их в живые храмы Бога.

Святой Дух един с Богом Отцом и Богом Сыном во всем, потому он и совершает с ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через него подаются мудрость, жизнь, движение, он источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий написал: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Бога Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Бога Сына.

Поэтому христианская церковь не решается подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее согласно учению Иисуса Христа. Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой, признают авторы статьи. 

Обогащая человека духовными дарами и взращивая в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Как действует Дух Святой? Всякая душа живет Духом Святым. Им просвещаемся, от его силы получаем возможность творить и действовать. Им писали пророки Священное Писание. Он говорил устами апостолов. Он творит чудо покаяния. Он дух жизни и поэтому дарит жизнь, очищает и обновляет тело. 

Дух Святой раскрывается как Творец. Апостол Павел однажды сказал: «Ибо Дух все испытует, и глубины Божьи. Ибо кто из людей знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего». Божье приносит он в нас, и преображает, и спасает, и обожает тленное в нетленное.

Читайте в свежем номере: