Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Непознанное. Хрустальный череп судьбы
ИсследованияИстория

Непознанное. Хрустальный череп судьбы

В музеях мира множество как естественных, так и изготовленных из всевозможных материалов черепов. Но среди них нет, возможно, самого уникального, который хранится у его официального опекуна, частного лица.

Артефакт известен как череп Митчелл-Хеджеса, названный именем английского путешественника Фредерика Митчелл-Хеджеса. Его приемная дочь Анна якобы нашла артефакт в день своего 17-летия в первой далекой поездке с отцом весной 1927 года на полуостров Юкатан в Британский Гондурас (ныне государство Белиз). 

Сам Митчелл-Хеджес был одержим поиском мифической Атлантиды и за три года до поездки с Анной уже бывал в тех местах. Он предполагал, что Атлантида канула в морскую пучину где-то у побережья Юкатана, а на нем спаслась горстка атлантидиан, которые дали начало индейской цивилизации майя.

Там, в юкатанских джунглях, первая экспедиция Митчелл-Хеджеса нашла в 1924 году руины древних пирамиды, амфитеатра и поселения. Путешественник назвал его Лубаантун, что в переводе с языка майя означает «Город упавших камней». Именно там спустя три года из-под обломков подобия алтаря Анна чудесным образом извлекла поразившую ее и отца находку.

Это точная копия человеческого черепа весом 5,13 килограмма из чистейшего и прекрасно отполированного хрусталя. У черепа не хватало нижней челюсти, но ее нашли через три месяца вблизи от места основной находки. Челюсть имеет опять же идеально гладкие хрустальные шарниры для прикрепления к черепу и великолепно к нему подогнана.

Артефакты майя из хрусталя до сих пор можно пересчитать по пальцам, а череп из Лубаантуна долго считался вообще уникальным. Но падкий на славу Митчелл-Хеджес почему-то не предал публичной огласке удивительную находку до самой своей смерти в 1959 году. И лишь после того, как приемный родитель отошел в мир иной, Анна решилась этот самый хрустальный череп продать.

Но не тут-то было! Находка не была задокументирована, а потому ее происхождение вызывало подозрение и отторжение потенциальных покупателей. Поэтому Анна решилась привлечь для экспертизы искусствоведа Фрэнка Дордланда. 

Он обнаружил внутри черепа целую систему линз, призм и каналов, создающих необычные оптические эффекты. При разном направлении светового луча на череп или в его полость артефакт светится и кажется более объемным, над ним возникает яркий ореол, челюсть испускает подобие пламени. Дордланда поразило и то, что на идеально отполированном хрустале даже под микроскопом не было видно следов обработки. Внешние и внутренние поверхности черепа буквально зеркальны.

Дордланд понял, что его квалификации недостаточно, и передал артефакт в кристаллофизическую лабораторию компании «Хьюлетт-Паккард». Ее исследования показали, что череп и его детали изготовлены из одного монолитного куска хрусталя без учета чрезвычайной хрупкости материала. Но это невозможно сделать, не раскрошив кристалл, даже при помощи лазера. 

«Эта проклятая штуковина просто не должна существовать, — признавался американским газетчикам после выдачи официального заключения эксперт лаборатории Леон Барре. — Те, кто ее сотворил, не имеют ни малейшего представления о кристаллографии и волоконной оптике. Они совершенно игнорировали оси симметрии, и эта штука неминуемо должна была развалиться при первичной обработке. Почему этого не случилось, представить невозможно». По мнению Барре, чтобы достичь такого совершенства, индейцы майя должны были шлифовать череп песком и водой непрерывно в течение 300 лет. 

Загадкой осталось и место изготовления черепа. Во всей Центральной Америке нет ни одного месторождения горного хрусталя. Ближайшим его источником могли быть только кварцевые жилы в Калифорнии, но горный хрусталь настолько высокого качества там вообще не встречается. И все вышеперечисленное лишь толика загадок артефакта.

Анна объявила об испытаниях в «Хьюлетт-Паккард», явившихся триумфальным подтверждением ее рассказа об удивительной находке. Но вскоре утверждения Анны опроверг Британский музей. По его сведениям, Фредерик Митчелл-Хеджес… купил хрустальный череп за 400 фунтов стерлингов на аукционе «Сотбис» в Лондоне в 1943 году у торговца произведениями искусства Сиднея Барни.

Но при этом ни Британский музей, ни последующие исследования черепа не усомнились в его уникальной и во многом необъяснимой подлинности. В опубликованных после кончины Фредерика Митчелл-Хеджеса мемуарах он называет артефакт Черепом Судьбы, обладающим магическими свойствами. О них же даже после разоблачения увлеченно рассказывала Анна. 

В XXI веке ряд источников утверждал, что череп Митчелла-Хеджеса не единственный, оценивая количество похожих артефактов и подделок более чем десятью. Некоторые авторы указывают, что древние хрустальные черепа активно искала в 1935-1945 годах самая засекреченная организация нацистской Германии «Аненербе». 

В наше время наиболее известный загадочный хрустальный череп хранится у юриста, кинопродюсера и официального опекуна артефакта Билла Хоманна. Он был соратником Анны Митчелл-Хеджес в ее старости до кончины в 100-летнем возрасте в 2007 году.

Читайте в свежем номере: