Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Непознанное. Фантом мертвой материи, он же… душа?
ИсследованияИстория

Непознанное. Фантом мертвой материи, он же… душа?

В 1984 году кандидат наук Петр Гаряев работал в Институте физико-технических проблем АН СССР и в группе ученых изучал физические свойства ДНК. В частности, они помещали исследуемый материал в кювету и воздействовали на него ультрафиолетовым и инфракрасным излучением. Информацию о ДНК фиксировал лазерный луч и воспроизводил осциллограф.

Одно из наблюдений было настолько невероятным, что ученые приняли его за ошибку. «О ней никто из нас не вспоминал на протяжении семи лет, — вспоминал впоследствии Гаряев. — Но при проведении схожего эксперимента мы снова получили ту же ошибку. Никто из нашей группы не подозревал, что мы стоим на пороге удивительного открытия».

Вот как, по словам ученого, был впервые обнаружен след ДНК: «После очередного эксперимента я убрал ДНК из кюветы, отошел от приборов и был чем-то занят. И вдруг мой помощник говорит, что осциллограф продолжает что-то записывать. Я спрашиваю: «Что он может писать, если в кювете уже ничего нет?». Но потом я смотрю на осциллограф и вижу, что на нем действительно идет запись. Но что он записывает? Пустое место, там же нет ничего». 

Прибор упорно регистрировал спектры, схожие с теми, которые выдавала ДНК. Осциллограмма выглядела так, будто частицы ДНК остаются в кювете, только в гораздо меньшем количестве. Ученые не могли понять, в чем дело. Первое, что им пришло в голову, — неисправность прибора. Его многократно проверили, но он был в порядке. Гаряев сообщил о загадочном эпизоде руководству и попросил разрешения на дальнейшие исследования. Но ученого подняли на смех.

Он развил тему в другом заведении лишь спустя семь лет. В Институте высоких температур РАН Гаряев повторил опыт. До начала эксперимента его группа проверила лазером стерильную кювету. Там ничего не было. Затем в емкость поместили материал ДНК, а через некоторое время убрали его и вновь обследовали емкость лазером. 

И обнаружили тот же эффект, что и семь лет назад. Кювета излучала слабые сигналы, как будто от ДНК! Больше того, такой же эффект Гаряев с коллегами обнаружил и на следующий день. Изо дня в день ученые регистрировали следы в кювете, пытаясь удалить их даже азотом, но они оставались. Через 40 дней следы исчезли, лазер показал, что кювета пуста.

Это явление назвали эффектом фантома ДНК. «Оказалось, что фантом мертвой материи продолжает жить 40 дней, — писал Гаряев. — Эта цифра вам ни о чем не говорит? Я не хочу ударяться в религию, но все это наводит на размышления. Ведь именно на сороковой день есть традиция поминать усопших. Наблюдаемые нами фантомы исчезали не сразу, а постепенно. Я не могу сказать, исчезли ли фантомы ДНК из кюветы совсем или же этот процесс ушел за пределы возможности нашего прибора. Я не знаю этого до сих пор. Не исключено, что они продолжают существовать и сегодня. Просто для их регистрации пока не созданы сверхчувствительные приборы».

Лишь спустя еще 14 лет, в 2005-м, Гаряев смог продолжить исследования фантомов ДНК. До этого ученый встречал жесткое сопротивление. Его Гаряев считал нормальным. Так происходит всегда, когда в науке назревает нечто новое, на изучение которого нацелен основанный Гаряевым в 2013 году и работающий поныне Институт лингвистико-волновой генетики.

Что же все-таки обнаружили ученые? Проводя последующие эксперименты в Институте физической химии РАН, Гаряев пришел к заключению: «Поскольку лазерный пучок после удаления ДНК из кюветы продолжает рассеивать фотоны и дает определенные спектры, то обнаруженное явление может являться чем-то вещественным, и это что-то вещественное отделяется от ДНК».

«Фантомы ДНК предсказал наш ученый Александр Гурвич еще в 1924 году, — утверждал Гаряев. — Он считал, что хромосомы имеют полевый (от понятия «электромагнитное поле») эквивалент. Гурвич не мог доказать это, потому что тогда не было ни лазеров, ни голографии. И только сейчас мы убедились, что он был прав. Как и у ДНК, у человека также есть свой фантом, свой электромагнитный каркас. Если хотите, можете называть это душой. Факт остается фактом: человек умер, но от него остается фантом, невидимый для наших глаз». 

Через 10 лет после повторных экспериментов Гаряева без их упоминания заговорил о фантомах ДНК удостоенный за открытие ВИЧ Нобелевской премии академик Французской академии наук Люк Монтанье. За такие суждения французские СМИ окрестили его «сумасшедшим стариком». Монтанье замкнулся и исчез из поля зрения общественности. Но получил приглашение из Китая. Там он обрел щедрое финансирование и продолжал исследования ДНК до своей смерти в возрасте 89 лет в 2022 году. Результаты то ли засекречены, то ли малозначимы — неизвестно. 

В ковидном 2020-м в возрасте 78 лет скоропостижно ушел из жизни Петр Гаряев. Но не от ковида, а от сердечной недостаточности. Незадолго до внезапной кончины он опубликовал на сайте созданного им института статью под заголовком «Попытаемся что-то сделать с коронавирусом по-иному, пока не поздно». В ней такие строки: «Смысл РНК начального коронавируса был искажен, и мы получили то, что получили, — боевой вирус, которым не умеем управлять потому, что не понимаем пока языка генов, в том числе вирусных».

Читайте в свежем номере: