Как гласит официальная информация, «Аненербе» (нем. Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») — разветвленная организация, действовавшая в 1935 — 1945 годах с целью оккультно-идеологического обеспечения госаппарата нацистской Германии.
Предвестницей «Аненербе» считается прошедшая в Мюнхене выставка «Наследие германских предков», которая, по одним источникам, состоялась в 1933-м, по другим — в 1935 году. На ней были представлены впечатляющие артефакты, якобы доказывавшие, что германцы первыми в мире перешли к сложному земледелию, научились обращаться с металлами, освоили ремесла, изобразительное искусство и многое другое.
Поэтому особый интерес к выставке проявили нацистские главари. В том числе рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. На него, питавшего слабость к древнегерманским сказаниям, выставка произвела неизгладимое впечатление. И Гиммлер сделал ее организатору, этнологу и мистику Герману Вирту, предложение, от которого тот «не смог отказаться», — создать и возглавить «Аненербе» как государственную структуру. Сказано — сделано.
Но в 1936 году «Аненербе» и ее руководство публично раскритиковал сам Адольф Гитлер, который заявил, что организация вместо разработки стройной теории нордической расы подменяет ее легендами и мифами. Даже эта критика не смутила Гиммлера. Он мечтал заменить в Германии католичество новой религией на основе изысканий «Аненербе» не только о расовом, но и об историческом превосходстве немцев.
Гиммлер воспользовался опалой организации. Он взял над ней негласное «шефство», добился перевода «Аненербе» в структуру СС, отстранил Вирта и назначил руководителем организации штандартенфюрера Вольфрама Зиверса с университетским образованием и большими организаторскими способностями. При этом Гиммлер засекретил деятельность «Аненербе», в которой вводились особая символика и ритуалы.
Зиверс стал посредником между учеными и Гиммлером, глубоко вникая в дела подопечных. А как иначе? Ведь все сотрудники «Наследия предков», начиная с рядовых лаборантов, автоматически получали эсэсовские звания. Благодаря усилиям Зиверса и поддержке Гиммлера к 1937 году организация насчитывала уже полсотни институтов и монополизировала древнегерманские исследования.
Вопреки критике Гитлера «Аненербе» все дальше уходила от строго научных изысканий в сферу духа, мистики, магии. «Наследие предков» организовала ряд экспедиций на Ближний Восток и Тибет, в Скандинавию, Исландию, Прибалтику, Восточную Европу, другие регионы, не афишируя целей своих изысканий. Позорной страницей в истории организации являются чудовищные эксперименты ее членов над узниками концлагерей, что стало достоянием гласности лишь на Нюрнбергском процессе.
С 1939 года штаб-квартира «Аненербе» располагалась в берлинском особняке Вилла Вурмбах, ставшей в 2004-м официальной резиденцией президента ФРГ. В 1940 году Зиверс создал «Айнзацштаб», отделения которого открылись в Амстердаме, Брюсселе, Будапеште, Копенгагене, Ницце, Осло, Париже, Солониках, других столицах и крупных городах окуппированной нацистами Европы. Сотни квалифицированных специалистов организации с учеными степенями продвигались буквально по следам Вермахта.
Они брали под «опеку» сокровища европейских музеев и библиотек, выбирали определенные артефакты, наиболее ценные из которых уходили в Германию. Та же участь постигала находки из археологических раскопок в Париже, Амстердаме, Прибалтике, на Балканах и Украине. Исследования велись скрытно, но с большим размахом. Деятельность «Аненербе» щедро финансировалась сотнями миллионов рейхсмарок и другой валюты, которые тратились, с точки зрения обывателя, на ерунду.
Например, подразделения организации всерьез изучали пророчества Нострадамуса, Священный Грааль (споры о том, что это такое и было ли вообще, не смолкают по сей день), гипотезу об Атлантиде и миф о Левиафане, северные язычества и оккультные школы, в том числе общества алхимиков и Орден розенкрейцеров, древние руны, карты, отрицаемые наукой энергии и так далее. Некоторые источники утверждают, что на «Аненербе» Третий рейх потратил больше, чем США на свой Манхэттенский (атомный) проект.
Так или иначе в действительности, сказать невозможно. Как и составить определенное представление о деятельности в целом до сих пор этой загадочной организации. Львиная доля ее архивов и находок бесследно исчезла. Была то ли уничтожена, то ли надежно спрятана нацистами. А те крохи, которые удалось захватить советским и союзным войскам, до сих пор под грифом «секретно».
Какие задачи пыталась решать, чем была на деле таинственная «Аненербе»? Многие авторы считают, что не более чем жестокой и дорогостоящей, но бессмысленной прихотью идеологов Третьего рейха в погоне за химерами. Неужели огромные средства и напряженный труд тысяч членов организации, в том числе серьезных ученых, пусть и со знаком минус, были ухлопаны впустую? В это с учетом немецкой прагматичности верится с трудом.