Как это ни удивительно, но большинство коренных африканцев вполне серьезно относятся к колдовству. Это касается не только широких масс населения, но и государственных деятелей высшего ранга.
Например, в Бенине 10 января ежегодно отмечается День вуду. Вуду — общее название культов, распространенных в Африке и странах Карибского бассейна, а также в США среди чернокожего населения. Считается, что вуду зародились в Африке в XVII веке на основе древних верований народов фон, гбе, эве и других, родиной которых является территория современного Бенина. А учредил День вуду в 1993 году тогдашний глава государства Нисефор Дьедонне Согло.
В День вуду проходят фестивали магических ритуалов. На этот праздник стремятся попасть не только типичные туристы, но и последователи культов из многих стран. Местные и приезжие жрецы демонстрируют свои навыки публике, которая, кроме прочего, стремится посетить резиденцию Даагбо Хунон Хунана, духовного лидера вудуистов.
Центром притяжения в День вуду становится необычный рынок. На нем можно купить ингредиенты и предметы для магических снадобий и ритуалов. Высушенные внутренности животных, перья птиц, сотни разновидностей кукол вуду — малая толика ассортимента, предлагаемого рынком. Среди тысяч его покупателей — колдуны, приезжающие на праздник из разных уголков мира. В Африке есть и постоянно работающие рынки принадлежностей для колдовства. Например, в столице Мали Бамако на пестрых развалах среди множества предметов были замечены мумии обезьян, отрубленные головы лошадей, гиен, попугаев, кошек и других животных.
В Африке с колдовством, нарушением табу и законов природы, вторжением духов и деяниями богов связывают болезни. Для их лечения опять же колдуны предлагают травы. В частности, считается, что купание в воде, где были замочены коренья череды (bidens pilosa), защищает человека от злых духов, дурных предчувствий, ревности и враждебности, а женщин даже лечит от бесплодия.
В африканской магии также в ходу изготовление моделей жертвы. Считается, что манипуляции над моделями влияют как на больных, так и на здоровых «оригиналов» аналогично кукле вуду. Распространены и поверья, что духи умерших беспокоят живых и тоже вызывают болезни. Чтобы успокоить духов, целители назначают жертвоприношения животных. Африканские целители призывают на подмогу и древних местных богов. В частности, народ кунг в пустыне Калахари верит, что великий бог Хише сотворил все сущее и, следовательно, контролирует болезни и смерть.
В Восточной Ливии есть спецотделы по борьбе со злостным колдовством. Они приглашают для консультаций светских исследователей и священнослужителей, чтобы нейтрализовать колдунов-вредителей. После поражения в 2023 году в городе Эль-Байда местного футбольного клуба «Аль-Ахдар» в борьбе за Кубок Африки такая спецслужба обнаружила некий предмет, якобы ставший причиной неудачи. По официальной версии, он был закопан на небольшой глубине у кромки футбольного поля, где проходил матч, неустановленным колдуном для наведения порчи на игроков «Аль-Ахдара». Расследуя другой инцидент, спецслужба представила в качестве доказательства колдовства магов из Судана банку чьей-то мочи, которая была также названа источником наведения порчи на жителей ливийского Бенгази. В Саудовской Аравии за колдовство действуют уголовные наказания, в Судане запрещено гадать по звездам и вызывать злых духов, а в Бахрейне нельзя признаваться в умении читать мысли.
В арабском языке есть поговорки, суть которых сводится к тому, что рискованна и даже опасна марокканская магия. Расхожее мнение о том, что марокканки виртуозно уводят мужей у арабок из стран Персидского залива, коммерциализировали медиадельцы. На этом стереотипе строятся ток-шоу, возмущающие и обижающие марокканок.
Известны случаи, когда покойных колдунов вскрывали, чтобы понять, были они таковыми или нет. Источник колдовства искали в животе умершего. «Мне говорили, что если в животе человека не обнаруживали колдовской субстанции, родственники умершего могли хлестать его кишками по лицу обвинителей или высушить кишки на солнце, а затем принести их в суд и хвастаться своей победой, — рассказывает в своей книге о нравах центральноафриканского племени азанде основатель политической антропологии Эдвард Эванс-Притчард. — Я слышал также, что если находили колдовскую субстанцию, то обвинители умершего могли взять его кишки и повесить их на одно из деревьев, растущих вдоль дороги, которая вела ко двору правителя».
Азанде наделяет колдовской силой и животных. «Наиболее страшными из всех этих злобных созданий, которые классифицируются по их связи с колдовством, — сообщает Эванс-Притчард, — являются дикие коты, называемые адандара». Они якобы могут вступать в связь с женщинами, которые рожают от них котят. Их кормят грудью как обычных детей. И если человек, особенно мужчина, увидит такого котенка, то, считай, близка его смерть.