Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Казахстан известен в мире как Страна петроглифов
ИсследованияИстория

Казахстан известен в мире как Страна петроглифов

Петроглифы в Казахстане: от древности до наших дней

Недавно в Малом Алматинском ущелье состоялся мастер-класс-лекция от Almaty Tourizm Bureau и Visit Almaty «Нераскрытые тайны Шымбулака». Речь шла о петроглифах. Это рукотворная память, представляющая объемный пласт истории, развивавшаяся на территории современного Казахстана в древности в течение тысяч лет. И сейчас нашу республику в мире часто называют Страной петроглифов.

Какое значение для страны имеют древнейшие рисунки человечества, что они собой представляют, какую несут информацию, можно ли их увидеть простому туристу? О «каменной летописи» сокровищ Великой степи поведал слушателям Юрий Дорохов — активист общественного движения «Охотники за петроглифами» и продюсер исторического портала Qalam.Global. 

Самый древний рисунок, который был найден на земле, находится в ЮАР. Ученые говорят, что ему около 73 000 лет (это просто пересекающиеся линии, начертаны охрой — древнейшей «акварелью»). Самым же древним петроглифам, обнаруженным на территории Казахстана, по словам лектора, от восьми до 20 000 лет.Из терминологии: петроглифы — выбитые, процарапанные или нанесенные краской изображения на каменной основе. Могут отражать ритуальную, мемориальную, знаковую тематику.

Числа и времена

По оценкам специалистов, в Казахстане (по самым скромным оценкам) насчитывается около 300 крупных и тысячи мелких (изученных!) скоплений петроглифов. Общее число — около 300 000. Это больше, чем где-либо в мире. Специфические геологические особенности и климат позволили им сохраниться. Некоторым — очень хорошо. А сколько еще неизученных и ненайденных из-за огромного объема материала и ограниченных пока ресурсов ученых… По словам Юрия, наша республика — чемпион по числу петроглифов.

Большая часть петроглифов страны датируется возрастом от 4000 лет. Среди них много изображений людей, животных, божеств, различных приспособлений. Например, орудия труда, топоры, колесницы, даже прообраз древних лыж. 

На территории, которую сегодня занимает Казахстан, сменялись народы, культуры, и, чтобы понять, кто нарисовал петроглифы, прежде всего нужно понять, когда они были нарисованы, говорит собеседник. Для определения «возраста» живых существ применяют радиоуглеродный анализ. Но с камнями, по его словам, прибегают к другим способам. Прежде всего — к сравнительному анализу. Например, в Казахстане много петроглифов эпохи бронзового века, на которых изображены люди с топорами. Если рядом с местом находки обнаруживают остатки поселения того времени и при раскопках находят топоры, изображенные на камнях, то, скорее всего, жившие здесь «бронзовчане» и нарисовали петроглифы. То есть сравнивают то, что нарисовано, с тем, что находят. 

Также специалисты изучают сами петроглифы — нарисован ли, выбит ли, процарапан. Как правило, древние люди для «художеств» выбирали камни, на которых уже есть патина (черный слой толщиной буквально в доли миллиметра, который образуется под действием солнечной радиации и в результате жизнедеятельности бактерий, живущих на камне). Когда этот слой процарапывают, обнажается светлая поверхность камня. Затем она медленно начинает выцветать, и по степени этого выцветания можно определить примерный возраст рисунка. Например, за 4000 лет, как говорит Юрий, поверхность выцветает полностью. 

В разное время разные народы рисовали по-разному. Зная характерную манеру «живописи» в конкретное время, можно определить примерный возраст петроглифов, даже если в более позднее время их обновляли. Да-да! И это случалось часто. Можно ли назвать это древним вандализмом — судите сами. В месте, где уже были рисунки на камнях, селятся по каким-то причинам другие люди, но тем не менее продолжают почитать те же старые места, которые считали святыми и почитали их предшественники (зачастую это могли быть своеобразные алтари). И новые поселенцы заново процарапывали (обновляли) старые рисунки, а иногда и что-то дорисовывали. Менялись народы, но благодаря культурной преемственности эти места не разрушали, а продолжали почитать. Например, находили изображения лошадей, датированные 3500-4000 лет назад, а на них — всадников, которых уже дорисовали около 2000 лет назад. 

левченко петроглифы (1).jpg

О чем говорят петроглифы

Например, о том, как менялся с течением времени животный мир. Петроглифы среднего бронзового века, которым 3500-4000 лет, часто показывают нам быков. Палеонтологи говорят, что быки населяли территорию нынешнего Казахстана примерно до рубежа II-I тысячелетия до н.э. То есть они вымерли 3000 лет назад. 

По словам спикера, самые часто встречающиеся изображения у нас — это изображения горных козлов и баранов. Есть сцены охоты на них. Возможно, изображениями маркировали охотничьи тропы (или это была охотничья магия?). Считается, что древние рисунки рогов барана постепенно трансформировались в зооморфные узоры кошкар муйз. Очень популярный принт даже на современной одежде. 

Расскажут рисунки и о том, как менялся растительный мир. В районе современной реки Тургень есть петроглифы, на которых изображены лоси. Сейчас эти животные там не обитают. Но, судя по рисункам, примерно 2500-3000 лет назад они там водились. О чем это еще нам говорит? О древнем лесе. Лоси сегодня обитают на Алтае, но между Алтаем и Тургенем в настоящее время нет сплошной лесной перемычки.  Из рисунка следует, что она когда-то существовала.

Можно узнать о жизни людей, о древних «технологиях». Об этом нам расскажут изображения орудий и оружия: дубинки, боевые топоры, луки, копья, всадники с флагами, стремена.

О верованиях и божествах. Юрий Дорохов упомянул о так называемых «маскированных животных». Напомним, что около 3000 лет назад с этой территории исчезают быки. Судя по изображениям, древние жители их обожествляли. Бык одновременно был олицетворением могучей живой силы, энергии. Они исчезли, но память о них еще долго жила и видоизменялась. Как? Находят петроглифы с изображением козлов и коней с рогами быков. Мифических животных, составленных из двух разных, которых в природе не существует. Рога — это то, что, как предполагают ученые, «держит небосвод». Они иногда очень гиперболизированы и неестественны — слишком длинные, ветвистые, большие. Вывод — люди на камнях рисовали не только то, что видели в природе, но и то, что представляли. Отображали свои верования, духовный мир, божеств. Часто рисунки — это и есть отображение древних мифов. Находят даже сцены «небесного сакрального брака». 

А солнцеголовые, изображения которых вы наверняка видели на билбордах, в рекламе (вспомните международный конкурс «Азия Дауысы»), о которых знают во всем мире? Большинство историков придерживается точки зрения, что это прообразы ведических божеств. Они их отождествляют с будущими Шивой, Рамой, Кришной и т.д. Раннее ведическое время. Вероятнее всего, на огромной территории существовали в определенное время родственные культурные традиции. 

Найти и сохранить

По словам лектора, в поиске петроглифов посильную помощь оказывают научные волонтеры. В Казахстане активно развивается волонтерское движение этой направленности. Ведь искать петроглифы — это целое приключение! Надо, правда, обладать и некоторыми способностями: выносливостью, готовностью жить в полевых условиях, наблюдательностью.

Неоценимый вклад в науку уже несколько лет вносят «Охотники за петроглифами» — группа, которая объединяет энтузиастов, исследователей, научных волонтеров.  Они не только находят петроглифы, но и помогают их паспортизировать, чтобы взять под охрану государства. 

Интересные факты: петроглифы чаще расположены на гладких, темных, «загорелых» камнях и скалах. Там, где в прошлом могла быть вода (река) или есть сейчас. Повернуты они нередко на юго-запад, где заходит солнце. Часто около камней с петроглифами растет эфедра. 

Новость: в ноябре в ботаническом саду Алматы откроется Парк петроглифов «Аркалан», в котором будут собраны копии наиболее ярких сцен тюркской петроглифики (подлинники перевозить нельзя, они хрупкие и могут быстрее начать разрушаться в другом микроклимате).  В парке будут установлены арт-объекты, более дюжины камней с интересными сценами, планируется реконструкция (со временем) древнего жилища.

А причем здесь Шымбулак? Ведь мероприятие, о котором мы упомянули в самом начале, называлось «Нераскрытые тайны Шымбулака»… 

Есть загадка, связанная с Малым Алматинским ущельем (урочищем Шымбулак). Здесь, по утверждению Юрия Дорохова, должно быть очень много петроглифов. Есть подходящие камни, скалы, чуть ниже ученые находили древние поселения. Были сообщения, что в районе пика Панорама туристы находили петроглифы, но геометки нет. Поиски ведутся энтузиастами. И вы, уважаемые читатели, можете стать одними из них и тем самым внести вклад в общемировую науку — петроглифику. 

"С одной стороны, петроглифов много, но, если мы не будем их беречь, их не останется совсем. В каждой местности жили свои племена, роды. Потом приходили другие народы, оставляли свои изображения. Поэтому каждое скопление наскальных рисунков уникально, отображает специфику именно этой местности, локальные различия. В некоторых святилищах обнаружены петроглифы вплоть до эпохи Казахского ханства. И это все – история и корни страны. В генах казахстанцев — гены этих людей", — завершил свой рассказ Юрий Дорохов.

Читайте в свежем номере: