Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ИсследованияАрхив

Жемчужина научно-культурной жизни страны

В мемориальном доме-музее Мухтара Ауэзова прошла конференция «История музея Мухтара Омархановича Ауэзова и проблемы изучения литературного и научного наследия», посвященная 60-летию со дня открытия этого исторического памятника. В тот же день, 28 ноября, состоялась международная научно-практическая конференция по случаю 80-летия известного казахстанского орнитолога Эрнара Мухтаровича — сына Мухтара Ауэзова. 

Путь музея 

Напомним, что Мемориальный дом-музей Мухтара Ауэзова был открыт в 1963 году. А в 1949-м Мухтар Ауэзов, получивший Сталинскую премию, сумел выкупить земельный участок на пересечении улицы Тулебаева и проспекта Абая в Алматы. Там по его собственному эскизу архитектор Георгий Герасимов построил уютный дом. В нем писатель прожил вместе со своей семьей последние десять лет жизни — с 1951 по 1961 год. И написал роман “Путь Абая”, ставший знаменитым во всем мире. В августе 1961 года было принято решение об открытии первого в стране именного музея, а в 1982-м здание было включено в список памятников истории и культуры республиканского значения. 

В конце 90-х годов здесь открылось дополнительное административное и экспозиционное здание. А в последние два года экспозиционный зал был полностью обновлен и модернизирован. 

Первым директором музея стала дочь писателя Лейла Мухтаровна Ауэзова. На конференции, посвященной 60-летию со дня открытия музея, выступил ее сын Эльдар Аскарович Кунаев, президент Международного “Фонда Кунаева”. Его отец — Аскар Кунаев. 

— Сегодня исторически значимый день, — поделился Эльдар Аскарович Кунаев. — Я, наверное, единственный человек на этой земле, который жил в этом доме. Я помню, когда Мухтара Омархановича не стало, здесь собралось колоссальное количество народа. А возле ореха, который посадил сам Мухтар Ауэзов (этот орех до сих пор дает плоды. — Прим. автора), сидела большая киргизская делегация. В ней выделялся огромный киргиз, который произвел на меня впечатление. Я тогда спросил, кто это, оказалось, что очень знаменитый борец. Его образ до сих пор сохранился в моей памяти. А потом родной дом постепенно на моих глазах стал превращаться в музей. Это был первый именной музей писателя на территории Казахстана, и моей маме предложили стать его директором. Хотя по образованию мама историк, она, как человек образованный, стала полностью вникать в работу. Сохранилась общая тетрадь, где она не только вела записи, но и делала эскизы тех музеев, которые видела. Тогда экспозиционными были только спальни и рабочий кабинет Мухтара Омархановича. Мое детство полностью было связано с работой музея. Помню, как часто сидел за столом мамы, выполнял какие-то школьные задания. Особенно мне запомнился день, когда произошел взрыв для создания плотины. У нас в музее тогда затрещали все окна. Помню и время, когда на месте сарая появилось административное здание и экспозиционный зал, а Сидоркин сделал прекрасный барельеф. Все значимые люди посещали музей Мухтара Ауэзова, потому что он стал жемчужиной научно-культурной жизни страны. Конечно, и государство помогало созданию музею. Я помню, когда бабушка полностью передала здание со всем его содержимым стране, нам дали две квартиры на Коммунистическом проспекте (ныне Абылай хана), и мы жили на одной площадке с бабушкой. В музей также часто приходили всем классом, и в этом экспозиционном зале, который вы сегодня видите обновленным, нам после основной экскурсии по музею показывали мультики. С каждым годом музей становится более интересным и значимым. В том, что сегодня здесь появилась такая экспозиция, принял участие и Президент страны Касым-Жомарт Токаев. Сегодня музей имеет самый прекрасный вид. Также здесь проходили многие значимые события. Я помню, как в 1973 году, когда состоялся очередной съезд писателей Средней Азии, приехал Расул Гамзатов. Он тогда отказался от услуг экскурсовода, потому что все досконально знал об этом музее. Также помню, как вышла газета “Известия”, а в ней стихи Гамзатова, посвященные Мухтару Омархановичу, которые заканчивались словами: 

И утверждать сегодня вправе:
Высок Кавказ, Мухтар-ага,
Но лишь по грудь твоей он славе!
Таким было и остается уважение культурной общественности к личности нашего ученого и писателя. 

Буквы-мысли и истории 

Что касается реконструкции и обновления экспозиционного зала, то в этом огромная заслуга Диара Аскаровича Кунаева, директора научно-культурного центра “Дом Ауэзова”, кандидата филологических наук. Он в течение нескольких лет добивался, чтобы этот зал стал и историческим, и современным. Сегодня здесь можно видеть инсталляции, смотреть фильмы, а через QR-код считывать всю необходимую информацию. В центре зала установлен стол, за которым был написал роман “Путь Абая”, а над ним прозрачный атриум с улетающими или приходящими с неба буквами-мыслями. Также на входной группе расположены портреты и бюсты писателя. Появилась даже удивительная история, связанная с одним портретом. 

Два года назад музыкант и композитор из Шымкента Максат Рысимбетов сообщил автору этого материала, что хранит дома портрет Мухтара Ауэзова. Он нашел его на свалке Дворца культуры “Фосфорник”, полуразрушенного после лихих 90-х. Этой информацией сразу заинтересовались Мурат Мухтарович Ауэзов и Диар Аскарович Кунаев. Дело в том, что для таких учреждений культуры портреты заказывались у именитых художников. Максат привез работу в Алматы, и здесь была проведена тщательная экспертиза, подтвердившая подлинность авторства портрета. Он был написан в 1977 году членом Союза художников СССР В. Ермаковой. Работа была отреставрирована и теперь обрела новый адрес. 

Музей как центр науки 

В конференции приняла участие и Зифа-Алуа Муратовна Ауэзова, востоковед, профессор исследовательского центра “Евразия” Лейденского университета, кандидат филологических наук (Нидерланды, Амстердам). Она также высказала свои мысли о музее великого писателя. 

- Сегодня понятно, что музей стал одним из основных центров науки и истории, центром интеллектуальной истории Казахстана, он остается местом важных научных встреч, обмена знаниями. Для меня как для литературоведа также важен тот момент, что в своей комплексности музей является, по сути, школой, лабораторией, где молодые начинающие писатели, исследователи литературы, могут от начала до конца проследить процесс создания литературных шедевров в жанре биографии, исторической литературы, поскольку он обладает уникальными рукописями, богатыми материалами о том, как создавались литературные произведения. То есть здесь есть пошаговая документация, как ученый и писатель работал над своими произведениями. Мне кажется, что экспозиция, которая представлена в этом году обновленной, ставит музей в один ряд с мировыми ведущими современными музеями литературы. Здесь также идет речь о представлении в нем всей эпохи, - отметила Зифа-Алуа Муратовна Ауэзова.

После завершения одной конференции началась другая, посвященная памяти известного казахстанского ученого Эрнара Мухтаровича Ауэзова. В ней делились своими воспоминаниями о нем Олег Дильмухамедов, Анатолий Ковшарь. Также был представлен фильм “Птицы Ауэзова”, снятый в прошлом году кинорежиссером Канатом Тилеуханом. Но это отдельная история, о которой мы скоро расскажем. 

Фото Талгата Галимова 

Читайте в свежем номере: