Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Рисовали вопреки
ИсследованияАрхив

Рисовали вопреки

Выставка картин репрессированных художников в Караганде

С помощью выставки уникальной коллекции картин художников, перенесших репрессии, организаторы почтили память тех, чьи жизни были разрушены, судьбы сломлены, но чьи произведения продолжают и сегодня говорить о страданиях, надеждах и чаяниях человека.

В годы сталинского правления в Центральный Казахстан потянулись эшелоны с репрессированными людьми. В лагере искусство для художников стало средством выживания. Авторов было много — известные и неизвестные, реалисты, авангардисты. В Караганде они украшали праздники, создавали декорации к первым спектаклям театров, оформляли интерьеры и наружные стены зданий, вели активную педагогическую деятельность. Сегодня ведутся сайты, на которых указываются данные о многочисленных художниках, подвергшихся репрессиям. 

— Обращаться к этим страницам истории важно и нужно. Репрессированные художники стояли у истоков изобразительного искусства Караганды и области. Они обучали продолжателей их дела, — говорит куратор выставки, научный сотрудник Карагандинского областного музея изобразительного искусства Айгуль Омарова.

— В наших фондах хранится уникальная коллекция, которой нет больше ни в одном музее страны. Она насчитывает более 800 работ авторов, которых репрессии не смогли заставить замолчать. Они продолжали творить на карагандинской земле. Эти работы наполнены светом жизни, любви, непредательства к своему предназначению созидать, — отмечает руководитель музея Бибигуль Кудабаева.

Шипунов репрессии (2).jpg

В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, советский ученый, биофизик, один из основоположников космического естествознания и космической экологии, представитель русского космизма Александр Чижевский вместе с семьей убыл в Челябинск, где 22 января 1942 года был арестован, а 20 марта 1943-го осужден особым совещанием при НКВД СССР по ст. 58 п. 10 (призывы к освобождению от гнета советской власти). Он отбывал восемь лет заключения в Ивдельлаге, затем — в Подмосковье (Кучино, Центральная радиолаборатория НКВД), а потом и в Казахстане (Карлаг, Луглаг, Степлаг). И в лагере Александр Чижевский продолжал заниматься наукой, поэзией и живописью. За эти годы им было написано более 100 стихотворений. В Карлаге Чижевскому разрешили создать кабинет аэроионификации, заниматься электрическими проблемами крови. После освобождения в январе 1950 года он был отправлен на поселение в Караганду, в июне 1954-го освобожден от поселения. Продолжил жить в Караганде, где работал консультантом по вопросам аэроионотерапии и заведовал лабораторией структурного анализа крови и динамической гематологии областной клинической больницы, лабораторией Карагандинской областной станции переливания крови. До 1955 года руководил клинической лабораторией областного онкологического диспансера, был научным консультантом в Карагандинском научно-исследовательском угольном институте.

Генрих Фогелер, — художник немецкого югендстиля (модерна): архитектор, поэт, писатель-публицист, живописец, рисовальщик и график, книжный иллюстратор, мастер декоративного искусства. После вторжения Германии в Советский Союз в 1941 году Фогелера, как и многих других немцев, насильственно депортировали из Москвы в Казахскую ССР. Прибывший в товарном вагоне на станцию Нуринская поселка Токаревка под Карагандой Генрих Фогелер был определен на поселение в село Корнеевка. Здесь он умер в 1942 году, ослабленный тяжелым физическим трудом и отрезанный от пенсионных выплат, в возрасте шестидесяти девяти лет. Точное местонахождение его могилы не установлено.

Шипунов репрессии (3).jpg

Владимир Эйферт — советский живописец и искусствовед, который известен в жанре портрета и натюрморта. Прошел путь от подмастерья маляра до директора Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В августе 1941 года был выслан из Москвы, когда депортировали немцев. Попал в Карагандинскую область. Работал в совхозе имени Пушкина: был учителем, бухгалтером в сельпо, заведовал «красным уголком», трудился на обогатительной фабрике. С 1943 года — художник клуба имени Кирова, руководитель изостудии. Умер Владимир Эйферт в 1960 году в Караганде. 

Советский живописец-акварелист Артур Фонвизин в 1943 году из-за немецкого происхождения был выслан в Казахстан. Здесь им были начаты циклы «Караганда» и «Извозчики».

Каждая работа экспозиции имеет свой смысл, несет определенную информацию, энергию. Выставка — итог собирательской работы музея с момента основания в 1988 году. Здесь представлены живопись, графика, скульптура, созданные в условиях жестоких ограничений и подавления творческого самовыражения. Несмотря на запреты, цензуру и надзор, художники сохранили себя в своих работах, которые отражали внутренний мир и художественное видение.

Шипунов репрессии (4).jpg

На выставке есть и тематические произведения современных казахстанских художников. Это картины Мингиша Абылкасова (знаменитый триптих «Горе», «Голод», «Надежда») и Виктора Арента.

— Бывают и неожиданные открытия, — поделилась Айгуль Омарова. — Я приходила много лет в один магазин. Общалась с хозяйкой. Оказалось, что ее папа — репрессированный художник. Она подарила его работы музею. Фонд пополняется. Результат — подобные выставки, книги, фильмы, которые мы снимаем.

Фото автора

Читайте в свежем номере: