Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Первопроходцы Тянь-Шаня
ИсследованияАрхив

Первопроходцы Тянь-Шаня

Вспоминая историю горовосхождений и имена тех, кто был первым…

первый ряд - Г. Харлампиев, М. Дадиомов, В. Абалакова,, Л. Саладин. Второй ряд - братья В. и Е. Абалаковы

В 2020 году альпинист Андрей Целищев, участник траверса подковы ледника Южный Иныльчек на Центральном Тянь-Шане (1990 год), написал для сайта RISK.RU свои воспоминания об этом невероятном маршруте. Известный тренер Ерванд Ильинский до сих пор говорит, что многие в принципе не верят в возможность такого траверса через 16 вершин, хотя сам и был инициатором этой экспедиции.

Валерий Хрищатый писал в одном из своих дневников, которые после его гибели в августе 1993 года стали книгой под названием «Мы растворяемся в стихии»: «Траверс массива Победы до пика Военных топографов я ходил два года назад в составе сборной команды СССР при подготовке к Канченджанге (сборная СССР по альпинизму готовилась ко второй советской гималайской экспедиции.  — Прим. авт.). Траверс Шатры — Хан-Тенгри был пройден еще в 1968 году командой Бориса Студенина. Неизвестным оставался участок от пика Военных топографов до пика Шатер Восточный. Но это почти половина общего траверса. Ранее, в 1988 году, когда я смотрел с пика Военных топографов в сторону пика Шатер Восточный, больших трудностей на пути не видел, хотя там и были манящие душу участки, где никогда не ступала нога человека».

Хрищатый руководил группой, в состав которой вошли Зиннур Халитов, Григорий Луняков, Андрей Целищев, Мурат Галиев, Олег Маликов. Последний из-за обморожения был вынужден уйти с маршрута. Траверс был пройден за 15 дней в рамках чемпионата СССР по альпинизму.

«О замысле этого траверса мы с Гришей Луняковым узнали за месяц до его начала, залетев на Южный Иныльчек и едва успев отдохнуть от бескислородного восхождения на Эверест, — пишет Андрей Целищев. — Я был нацелен на прохождение Северной стены Хан-Тенгри. В 1988 году мы уже прошли один маршрут на Северную стену под руководством Юры Моисеева, и хотелось пройти по этой легендарной стене по новому пути. Но Гриша сразу начал склонять меня на траверс и как-то за ужином заявил: «Мы с Андрюхой идем только на траверс!»

10 Lorenz_Saladin.jpg
Лоренц Саладин

Кто побывал там первым?

Обратимся к истории освоения Тянь-Шаня, о чем подробно написано в книге Бориса Студенина «Тропы снежного барса». В 1857 году исследователь П.П. Семенов увидел хребет Тенгри-Таг с перевала Кокджар. В 1900 году итальянские альпинисты выяснили, что Хан-Тенгри находится в хребте, разделяющем ледник Иныльчек на две ветки. «В 1903 году немецкий географ Г. Мерцбахер достиг подножия пика Хан-Тенгри с южной стороны. Впервые к северным склонам горы в 1931 году проникла группа Г.П. Суходольского. Альпинистам удалось преодолеть опасный северный склон хребта Тенгри-Таг и выйти на восточное плечо Хан-Тенгри (6200). В том же году впервые на пик Хан-Тенгри взошла группа из украинской экспедиции под руководством М.Т. Погребецкого. Восхождение было совершено с юга». В 1932 году ледник Северный Иныльчек исследовал отряд гляциологов. В 1936-м две группы достигли вершины пика — казахстанская команда под руководством Е.М. Колокольникова и альпинисты ВЦСПС под руководством Е.М. Абалакова из Москвы. В те годы совершались первовосхождения на соседние с Хан-Тенгри вершины. Так в истории освоения Центрального Тянь-Шаня осталось имя Лоренца Саладина.

«Увидев очередную приближающуюся порцию облаков, попытались запомнить как ориентир скальный гребешок, тянувшийся от нас до перемычки, и дальнейший подъем на Саладина, — пишет Андрей Целищев в своих воспоминаниях о траверсе. — Спустившись на перемычку вдоль этих скал, начали подъем на Саладина, но спустя два часа выяснилось, что пошли в обратном направлении. Как нам удался этот хитрый маневр, никто не понял. Опять пришлось отсиживаться на рюкзаках, ожидая просвета. Мы долго спорили, куда нам идти — вверх или вниз, а время летело неумолимо быстро. К вечеру появился долгожданный просвет в облаках, и мы увидели наш заковыристый след, спустившийся слева от скал, тянувшихся вдоль склона, ровным полукругом обогнувший скалы внизу, в районе перемычки, и аккуратненько поднимающийся теперь уже справа от них».

10  Книга  памяти об альпинисте Лоренце Саладине.jpg

Пик Саладина на Тянь-Шане

Краевед В.Н. Проскурин пишет, что москвичи в 1936-м провели 40 минут на вершине и начали опасный спуск. Сходили лавины, погода была неустойчивой.

«К вечеру Лоренц Саладин, Михаил Дадиомов, Виталий Абалаков заявили, что чувствуют себя плохо, пальцы на руках и ногах начинают замерзать. Кроме того, сорвавшись на склоне, пробил голову Леонид Гутман. Срочно были приняты необходимые меры, но растирания ничего не дали. Люди с трудом сделали последние несколько шагов и сгрудились у камня, хоть как-то защищающего их от ветра. Евгений Абалаков у тяжелораненого, обмороженного Саладина берет «лейку» и делает несколько прощальных кадров, оставляет на скалистом островке юго-западного плеча записку: «Самодеятельная группа ВЦСПС под начальством Абалакова Евгения в составе: Абалакова Виталия, Саладина Лоренца, Гутмана Леонида, Дадиомова Михаила поднялась по западному ребру 5 сентября 1936 года в 11 часов на вершину Хан-Тенгри. Восхождение начали с южной ветви ледника Иныльчек 30-го в 22 часа. Начальник группы Абалаков».

Из Алма-Аты выехали на помощь врач В.В. Зикеев, альпинист Е.М. Колокольников, семья проводников Набоковых. «Пожалуй, в истории советского альпинизма это была первая спасательная операция. Самолет к месту трагедии не смог подняться, и основную часть маршрута спасатели проделали пешком, неся на лошадях санитарный груз. Оборванных и голодных, обмороженных Дадиомова и Абалакова доставили в больницу Красного Креста в Алма-Ате. Альпинистам пришлось ампутировать пальцы на руках и ногах. Швейцарец Саладин погиб на руках друзей от гангрены еще при спуске с ледника Иныльчек, был похоронен в урочище Майда-Адыр. Евгений Абалаков написал карандашом на надгробном камне: «Саладин Ленц. Умер 17/IX/1936 г.», высечь надпись на скале не смог из-за собственного состояния здоровья».

Проскурин сообщает в своей статье «Венок из эдельвейсов на скалах Небесных гор», что швейцарская писательница Аннемари Шварценбах нашла уникальные фотографии и дневники Лоренца Саладина, которые легли в основу книги Lorenz Saladin: Ein Leben für die Berge. «Труд вышел в Штутгарте под редакцией путешественника Свена Хедина. Многочисленные панорамы с Хан-Тенгри, портреты советских друзей по восхождениям стали последними фотоснимками в жизни Ленца Саладина. Большая часть этих людей погибла в годы сталинского террора и осталась ныне безвестной. Найденные в Москве записи и фотографии сосланных в ГУЛАГ друзей Л. Саладина переданы в Музей альпинизма в Берне. В его честь были названы вершины на Кавказе и Тянь-Шане».

«Л. Саладин родился 28 октября 1896 года в немецкой коммуне кантона Золотурн», — сообщает В. Проскурин в своей статье. Он занимался «фотографией, журналистикой, путешествиями, альпинизмом и горными лыжами в Европе, Южной Америке и США. Примкнул к коммунистической партии, состоял в Коминтерне и Ротфронте, по политическим взглядам побывал в СССР. В стране Советов коммунисты приняли Л. Саладина без всякого восторга. Были недоразумения с паспортом и разрешением на восхождения, поэтому экспедиция на Хан-Тенгри была частным или «самодеятельным» предприятием, якобы пройденным не спортсменом, а рабочим-большевиком горно-обогатительного комбината «Оловоразведка».

Саладин побывал в Алма-Ате, Фрунзе, Пржевальске. Его спутника Евгения Абалакова увлекали рассказы Ленца о Гималаях, в которых тот побывал в юности вместе с отцом. «Евгений и Ленц мечтают об экспедиции в Каракорум, на К-2 (8611 м, вторая вершина мира. — Прим. авт.). Историю о том, что на этой самой сложной горе в ясную погоду есть «лестница в Небо и только оттуда виден путь в Шамбалу», Ленц рассказывает, как легенду-сказку».

Краевед сообщает, что семья проводников Набоковых была арестована и приговорена к расстрелу в 1937 году. «Альпинист Михаил Яковлевич Дадиомов (1906-1976) после операции на руках и ногах (он лишился всех 20 пальцев) был брошен в сталинские лагеря и только через двадцать лет вернул себе звание мастера по альпинизму. В кавказском альплагере «Адыл-Су» вместе с начальником-австрийцем П. Заричняком арестовали двенадцать инструкторов альпинизма Ф. Зауберера, Ф. Кропфа, В. Раделя, Г. Деберля, А. Цака, которые в горах Центрального Тянь-Шаня впервые покорили и дали название вершинам Набоковых и Алма-Ата».

В. Проскурин пишет о смене режимов и названий гор. «Нет уже пика Набоковых и Алма-Аты, вершин Коммунизма, Комсомола, Коминтерна, Шутцбунда. Нет в живых людей, дерзавших устраивать партсобрания среди вечных горных снегов. Неизменны лишь горы. И по-прежнему идут и идут к вершинам внуки и правнуки погибших, люди, влюбленные в красоту и величие гор».

1о  Emil-Zopfi Tod-am-Khan-Tengri-Lorenz-Saladin.jpg

Траверс Шатры — Саладина — Хан-Тенгри

С годами приобретался опыт, совершенствовалось снаряжение. В книге «Тропы снежного барса» Б.А. Студенин писал: «Сегодняшним альпинистам, прилетающим к подножию Хан-Тенгри на вертолете, трудно представить, как добирались туда первые экспедиции, в том числе и наша 1968 года».

В отчете приведен состав экспедиции сборной команды альпинистов Казахского республиканского ДСО «Спартак»: руководитель — почетный мастер спорта Б.А. Студенин, замруководителя — мастер спорта В.С. Токмаков, мастера спорта В.Н. Запека, В.И. Попов, А.Н. Афанасьев, кандидаты в мастера спорта Е.Т. Ильинский, Е.К. Камбаров. При восхождении к ним присоединился А.Д. Топорков. Заброску грузов на перевалы и доразведку осуществила большая команда.

«Восхождения с севера на пик Хан-Тенгри, да и на остальные пики Восточной части хребта Тенгри-Таг представляют трудную задачу даже для хорошо подготовленных команд. Главными опасностями при восхождении на Хан-Тенгри с севера являются лавины, ледовые обвалы, карнизы, хрупкие разрушенные скалы, низкие температуры и ветры».  В книге Б. Студенин сообщает, что в 1968 году он дважды «нанес визиты Хану» по новым маршрутам, и сразу — двойное золото: за траверс Шатры —   Саладина — Хан-Тенгри в рамках чемпионата Советского Союза и за восхождение с севера в рамках первенства ЦС ДСО «Спартак».

Если бы не первопроходцы, которые без оглядки на страхи и опасности шли в неведомое, разве было возможным такое?..

Тянь-Шаньский траверс — пик Победы, западная вершина (В. Пшавела, 6918 м) — пик Победы, главная вершина (7439 м) — пик Советская Армения (7150 м) — пик Победы, восточная вершина (7048 м) — пик Военных топографов (6873 м) — пик Рапасова (6814 м) — пик Нагела (6565 м) — пик Дружба (6800 м) — пик Тореза (6401 м) — пик Снежная сказка (6000 м) — пик Зорге (6210 м) — пик Шатер Восточный (6637 м) — пик Шатер Западный (6600 м) — пик Саладина (6280 м) — пик Хан-Тенгри (7010 м). Первопрохождение. Средняя высота траверса — 6400 м, в том числе 60 километров на высоте более 6000 м. Общая протяженность маршрута — 73,6 километра, время прохождения — 15 дней (06.08 — 20.08), ходовых часов —   138,20.

«Уже через полтора месяца после траверса, 7 октября, погибли на Манаслу Гриша, Зиннур и Мурат (Луняков, Халитов, Галиев. — Прим. авт.), — написал Андрей Целищев. — Пролетев около 300 м по скальной стене, выкатились на снежный склон и остановились в 100 м от палаток. А еще через три года при подъеме на Хан-Тенгри при сходе лавины погиб Валера (Хрищатый. Маршрут с юга. — Прим. авт.). Вечная память лучшим альпинистам, хорошим друзьям и просто замечательным людям!»

Фото из архива В.Н. Проскурина 

Читайте в свежем номере: