В результате грамотно налаженной разъяснительной работы при приеме запросов от граждан и организаций в Государственном архиве города Астаны в два раза уменьшилось количество отрицательных ответов на них.
По словам директора архива Жангельды Бимолдина, горожане и гости столицы в основном запрашивают информацию о подтверждении документов, трудового стажа, заработной платы для выхода на пенсию, выделении земельных участков, распоряжениях, решениях акима города.
— В случае необходимости любой человек может непосредственно обратиться в наш архив или же подать заявку о подтверждении документов в электронном виде на сайт, — говорит Жангельды Бимолдин. — Мы постоянно анализируем обращения граждан и стараемся сделать все, чтобы оперативно выполнить их запросы, часть документов отправляем заявителям онлайн. Сейчас к нам обращается много людей из других стран. Раньше, в период сталинских репрессий, в наш регион массово депортировали людей. В годы Великой Отечественной войны город принимал эвакуированных, затем к нам приезжали целинники. Впоследствии многие граждане, пережившие эти события, уехали, но спустя годы они сами и их потомки обращаются к нам за подтверждающими документами.
Как отмечает директор архива, с момента поступления заявлений результат оказания государственной услуги выдается в течение 11 рабочих дней. Ежегодно в среднем поступает более восьми тысяч социально-правовых, тематических запросов не только от граждан Казахстана, но и других стран, а также около двух тысяч обращений от государственных органов.
Так, в первой половине нынешнего года в столичный архив поступило 3476 запросов от физических и юридических лиц. Из них исполнено с положительным результатом 1758, перенаправлено по принадлежности 394, по 1002 запросам предоставлены ответы об отсутствии документов на хранении и по двум даны мотивированные отказы (неполнота информации, указанной в запросе, либо запрос в отношении третьих лиц).
Всего же в государственном архиве Астаны размещено около 450 тысяч единиц хранения — протоколов, распоряжений, поручений, сводок городских властей, а также архивы предприятий, организаций, работавших в столице. Помимо выдачи справок и ответов на запросы, городской архив активно занимается исследовательской деятельностью. Благодаря усилиям коллектива городского архива по сбору и систематизации информации появилась возможность изучать прошлое столицы, ее развитие и изменение на протяжении многих лет. Архивные документы и материалы являются ценным источником для историков и краеведов. Ведь без архивных данных многие важные факты и события будут потеряны для будущих поколений.
— В приграничных с Казахстаном российских городах также имеются документы, связанные с Астаной, — говорит Жангельды Бимолдин. — Поэтому мы работаем в архивах Омска, Томска, Казани. К примеру, в XIX веке Омск являлся административным центром Акмолинской области, поэтому именно там сохранились многие важные материалы о прошлом нашей столицы. Так, мы получили документы о создании в 1868 году Акмолинской области и присвоении Акмолинску статуса уездного города, привилегиях акмолинских купцов.
Кроме того, столичный архив располагает большим количеством фотографий значимых мест и событий городской истории — первой мечети, построенной в 1838 году и считавшейся главной достопримечательностью города, Большой Базарной улицы (современная ул. Кенесары), Александро-Невского собора, прибытия первого поезда в Акмолинск 8 ноября 1929 года и многих других.
Также бережно городской архив хранит важные и судьбоносные документы современности — о переносе столицы из Алматы в Акмолу, переименовании города, установлении Дня столицы, создании городских районов, росте и расцвете столицы Казахстана.
Игорь Прохоров, фото автора