Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
«Высокая ставка — не самоцель!»
ЭкономикаФинансы

«Высокая ставка — не самоцель!»

Глава Нацбанка Тимур Сулейменов не исключает повышения базовой ставки

Национальный банк Казахстана сохранил базовую ставку на уровне 16,5 процента годовых с коридором +/- 1 процентный пункт (п.п.). Решение было озвучено 29 августа по итогам заседания Комитета по денежно-кредитной политике. Но, что следует отметить, риторика регулятора стала жестче: если инфляция не начнет заметно замедляться в ближайшие месяцы, вопрос о повышении ставки вновь встанет на повестке.

Пока в одной поре

Итак, Комитет по денежно-кредитной политике Нацбанка 29 августа принял решение сохранить базовую ставку на уровне 16,5 процента годовых с коридором +/- 1 п.п. Текущее решение основано на результатах прогнозного раунда, в рамках которого обновлены прогнозы основных макроэкономических показателей и оценка баланса рисков инфляции.

Прежде всего, годовая инфляция в июле сохранилась на уровне 11,8 процента. Продолжился рост продовольственного и непродовольственного компонента, тогда как сервисная составляющая впервые с начала года замедлилась. В результате вклад продовольственных товаров в годовую инфляцию превысил вклад сектора услуг, который ранее оставался основным драйвером. Инфляция платных услуг замедлилась, в том числе за счет снижения темпов роста регулируемых цен, подчеркнул регулятор.

Месячная инфляция замедлилась до 0,7 процента, однако этот показатель складывается значительно выше среднегодовых значений (0,4 процента за 2015 — 2024 годы). Устойчивая часть инфляции также несколько замедлились — базовая и сезонно очищенная составили 0,8 процента (в июне 0,9 и один процент соответственно). Однако, несмотря на замедление, их значения также остаются повышенными и указывают на сохраняющееся инфляционное давление на фоне продолжения тарифных реформ, фискального стимулирования и устойчивого потребительского спроса, поддерживаемого в том числе высокими темпами роста розничного кредитования.

Между тем инфляционные ожидания населения в июле выросли уже до 14,2 процента. Краткосрочные ожидания остаются волатильными, долгосрочные демонстрируют рост, подчеркнули в Нацбанке.

Давление на цены сохраняется и со стороны внешнего сектора. Мировые цены на продовольствие растут. Инфляция в России, несмотря на замедление, остается на высоких уровнях.

Вместе с тем в рамках обновления прогнозов при принятии опорного решения цена на нефть марки Brent в базовом сценарии осталась на уровне 60 долларов США за баррель в среднем до конца прогнозного периода, заявил регулятор.

Прогноз инфляции уточнен на 2025 год. В среднесрочном периоде прогнозные оценки не изменились. В 2025 году инфляция ожидается в пределах 11-12,5 процента, в 2026 году — 9,5-11,5, в 2027-м — 5,5-7,5. 

Между тем сдерживающее влияние на инфляцию будут оказывать проводимая умеренно жесткая денежно-кредитная политика и планируемые меры фискальной консолидации, заявил Нацбанк. Риски прогноза связаны с поддержанием фискальной дисциплины, усилением внутреннего спроса, ускорением внешней инфляции, незаякоренностью инфляционных ожиданий, а также вторичными эффектами от повышения регулируемых цен и НДС, отметили в Нацбанке.

В свою очередь, прогноз роста экономики Казахстана на 2025 год улучшен до 5,5-6,5 процента. Он пересмотрен ввиду складывающихся высоких текущих темпов экономического роста, высокой инвестиционной активности и устойчивого потребительского спроса. Прогноз на следующий год сохранен на уровне четырех-пяти процентов. С 2027 года, согласно текущему прогнозу, темпы роста ВВП будут стремиться к равновесному уровню.

В рамках заседания Комитетом по денежно-кредитной политике также обсуждались дополнительные меры, которые будут способствовать снижению инфляционного давления. Прежде всего с сентября этого года вводятся в действие новые условия по минимальным резервным требованиям, которые будут усиливать трансмиссию политики и, как результат, оказывать дополнительное дезинфляционное воздействие. Также будут приняты дополнительные практические меры по повышению эффективности реализации ДКП. «Однако отсутствие значимого замедления темпов инфляции в ближайшие месяцы будет являться основанием для ужесточения складывающихся денежно-кредитных условий, способствующих возвращению инфляции к траектории устойчивого снижения к среднесрочной цели в пять процентов. На основании этого Комитет по денежно-кредитной политике рассмотрит целесообразность повышения базовой ставки на ближайших заседаниях», — заявил регулятор.

Очередное плановое решение по базовой ставке будет объявлено 10 октября.

Борьба продолжается!

В тот же день на брифинге для СМИ глава Нацбанка Тимур Сулейменов выступил с развернутым заявлением, акцентировав внимание на ключевых факторах, повлиявших на решение Комитета по денежно-кредитной политике.

В частности, глава Нацбанка отметил, что по итогам июля годовая инфляция осталась на уровне 11,8 процента. В то же время положительную динамику демонстрирует сервисная инфляция: в июле она снизилась до 14,9 процента после пикового значения в 16,1. На это повлияли как стабилизация роста регулируемых тарифов на жилищно-коммунальные услуги, так и замедление инфляции рыночных услуг. «В прошлый раз мы отмечали, что консультируемся с Правительством касательно темпов и сроков реализации тарифной реформы. Соответствующее решение было принято Кабмином, и результаты не заставили себя долго ждать. Мы видим, что вклад услуг в инфляцию начал снижаться», — заявил Сулейменов.

Вместе с тем продовольственная инфляция продолжает рост, сложившись на уровне 11,2 процента. Причина, по мнению главы Нацбанка, — удорожание продукции сельского хозяйства с последующим влиянием на издержки производства в других отраслях, а также рост оптовых цен на продовольствие вследствие повышения стоимости импорта. Рост же цен на непродовольственные товары составил 9,5 процента.

Месячная инфляция в июле снизилась до уровня 0,7 процента, однако остается выше среднегодовых значений, заявил Сулейменов. «За предыдущие 10 лет июльская инфляция у нас была 0,4 процента. Вместе с тем несколько снизились показатели базовой и сезонно очищенной инфляции. Это позитивный фактор. Однако, несмотря на это, в условиях сохраняющегося проинфляционного давления показатели все еще заметно превышают среднесрочный таргет», — отметил он.

Тем временем инфляционные ожидания населения на год повысились до 14,2 процента с 12,6 в июне, оставаясь волатильными на фоне высокого уровня неопределенности, отметил спикер. Долгосрочные ожидания населения по росту цен также подросли. Профессиональные же участники более сдержаны в оценках, однако и их ожидания продолжают смещаться вверх — медианная оценка инфляции на 2025 год выросла до 11,3 процента, на 2026 год — до 9,5.

Между тем, как отметил Тимур Сулейменов, экономическая активность в стране остается на подъеме. По предварительным данным, рост ВВП за январь — июль текущего года ускорился до 6,3 процента в годовом выражении. Такой рост поддерживается увеличением инвестиций в несырьевые сектора, устойчивым потребительским спросом и восстановлением нефтяного сектора. Тем не менее производственные мощности экономики пока не поспевают за растущим внутренним спросом. Разрыв между спросом и предложением сохраняется, что продолжает формировать инфляционное давление.

Одновременно с этим наблюдается дальнейшее усиление потребительской активности. «С апреля этого года мы продолжаем наблюдать расширение розничного товарооборота, 6,6 процента г/г в июле после некоторой стабилизации в предыдущие месяцы. Дополнительным подтверждением роста потребительской активности выступает усиление спроса на крупные покупки, в частности на автомобили, которое поддерживается дилерскими предложениями с льготным кредитованием. Высокая активность также наблюдается и в сегменте сделок с жильем», — уточнил Сулейменов. Однако в условиях сокращения реальных доходов населения, отсутствия роста реальных заработных плат основным источником спроса является активное потребительское кредитование. Немаловажную роль, как уточнил спикер, продолжают играть популярность рассрочек, маркетинговые акции и высокие инфляционные ожидания…

Резюмируя свое выступление, Тимур Сулейменов отметил, что проинфляционное давление в экономике все еще сохраняется и борьба с инфляцией продолжается. Дальнейшие решения по денежно-кредитной политике будут зависеть от соответствия фактической инфляции прогнозной траектории, а также изменений в балансе рисков. «При отсутствии значимого замедления темпов инфляции в ближайшие месяцы комитет намерен ужесточать складывающиеся денежно-кредитные условия для того, чтобы вернуть инфляцию к траектории по направлению к цели в пять процентов. Таким образом, повышение базовой ставки на ближайших заседаниях не исключается», — подчеркнул Сулейменов.

«Высокие темпы роста экономики до конца не показали свой эффект в росте доходов населения, и основным сдерживающим фактором является инфляция. То есть номинальные доходы растут, вместе с тем инфляция нивелирует положительный эффект, заявил спикер. Поэтому Нацбанк удерживает базовую ставку на том уровне, который обеспечивает снижение инфляции. Наша работа имеет своей целью обеспечить низкий и стабильный рост цен, сохранить ценность трудовых доходов и сбережений наших граждан».

«Высокая инфляция — это зло, которое больше всего бьет по незащищенным слоям населения, подчеркнул спикер. В этом случае высокая ставка и определенная жесткая денежно-кредитная политика — не самоцель, а инструмент сдерживания инфляции, следовательно, повышения благосостояния населения. Что касается экономики, стабильно низкая инфляционная среда — это один из основных элементов для благоприятного инвестиционного климата и бизнес-среды», — резюмировал Сулейменов.

Между тем, по данным Бюро национальной статистики, озвученным буквально 2 сентября, инфляция в Казахстане в августе 2025 года за год составила уже 12,2 процента (!) (в июле этого года — 11,8), за месяц — один процент (в предыдущем месяце — 0,7).

Фото пресс-службы Нацбанка

Читайте в свежем номере: