Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
Время и справедливость
ЭкономикаФинансы

Время и справедливость

Влияет ли рост ВВП на благосостояние наших граждан?

Коллаж WELAR

Министерство национальной экономики (МНЭ) опубликовало предварительные итоги социально-экономического развития Казахстана за январь-апрель 2025 года, основанные на прогнозных данных Бюро национальной статистики. Согласно отчету, по итогам первых четырех месяцев текущего года валовой внутренний продукт (ВВП) страны вырос на шесть процентов. Однако на фоне позитивных макроэкономических показателей у граждан часто возникает закономерный вопрос: почему значительный рост ВВП не отражается на уровне их благосостояния? Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов расставил точки над i.

Драйверы роста

Итак, по предварительным данным БНС, за январь-апрель рост ВВП Казахстана составил шесть процентов год к году (г/г), что, как отмечают аналитики Halyk Finance, значительно выше аналогичного периода 2024 года (3,4 процента г/г). Наибольшие темпы роста сохраняют транспорт (22,4 процента г/г), строительство (16,2) и торговля (7).

Лидером по темпам роста стал транспортный сектор, увеличившийся на 22,4 процента г/г и демонстрирующий, по данным экспертов, максимальную динамику за последние три года, сохраняя двузначные темпы роста в течение всех четырех месяцев текущего года. Доля отрасли к ВВП составляет 5,6 процента, в 2024 году рост составил 8,5 процента г/г. Основной вклад в динамику отрасли внесли железнодорожные (14,7 процентов г/г) и трубопроводные перевозки (18,1), на которые приходится 20,5 процента и 19,6 процента объема отрасли соответственно.

Ключевое место в структуре транспортной отрасли занимает транспортировка по трубопроводам, которая обеспечивает около трети ее общей выручки. Одним из факторов ускорения развития данного сегмента стало расширение добычи нефти и газа, отмечают в Halyk Finance. Объем транспортировки по трубопроводам увеличился на 16,2 процента по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доходы этого сегмента выросли на 13,1 процента г/г, что было, кроме всего прочего, связано с повышением тарифов по перекачке нефти на экспорт по магистральным трубопроводам с 1 января 2025 года. 

Вторым значимым сегментом транспортной отрасли являются железнодорожные перевозки, которые также составляют треть общей выручки отрасли, отмечают эксперты. В данном сегменте преобладают государственные предприятия, которые занимают 93 процента в грузообороте и 96 — в доходах от перевозок. Системообразующей транспортной компанией является АО «НК «Қазақстан темір жолы» (ҚТЖ) — крупнейший оператор магистральной железнодорожной сети страны. По данным ҚТЖ, за январь-апрель 2025 года объем перевозок на экспорт увеличился на 12,7 процента г/г, в том числе экспорт угля — на 22, зерна — на 60, нефтяных грузов — на 7, черных металлов — на 10,6. В I квартале 2025 года КТЖ повысил тарифы на железнодорожные перевозки, также планируется дальнейшее повышение тарифов в рамках долгосрочной стратегии, отмечают в Halyk Finance.

В целом в сегменте железнодорожного транспорта грузооборот увеличился на 10,4 процента г/г, доходы от перевозок грузов — на 13,8, наиболее высокий рост отмечен по доходам от сдачи в аренду транспортных средств — на 51,7 процента г/г. Таким образом, отмечают аналитики, сочетание роста объемов перевозок экспортных и внутренних грузов, повышение тарифов и аренды подвижного состава обеспечили значительный рост сегмента железнодорожного транспорта в начале 2025-го.

В целом по отрасли 63 процента всего грузооборота обеспечено госпредприятиями, около 60 процентов от всего объема инвестиций в транспортном секторе составили бюджетные средства, объемы которых, предполагают эксперты, будут сохраняться на высоком уровне в текущем году. Планы Правительства на этот год включают масштабный комплекс проектов, охватывающих все виды транспорта и включающих модернизацию ключевых объектов, а также повышение пропускной способности магистралей. 

Что касается регионов, по данным МНЭ, высокая динамика в транспортной отрасли зафиксирована в Туркестанской (21,8 процента), Жамбылской (11,2) областях и области Абай (14,9).

В свою очередь строительство, доля которого к ВВП составляет 5,8 процента, сохраняет высокую динамику — рост по итогам четырех месяцев составил 16,2 процента г/г. Если по итогам 2024 года рост отрасли сложился на уровне 3,3 процента г/г, то с начала 2025 года наблюдаются двузначные темпы роста, составившие в среднем за четыре месяца 14,7 процента г/г, фиксируют эксперты Halyk Finance. 

Большую часть в структуре работ занимает строительство нежилых зданий (27,2 процента по итогам I квартала), к которым относятся объекты образования и здравоохранения. Дороги и метро занимают около 17,9 процента в общем объеме строительства, жилые дома — 13,5. Так, в I квартале 2025 года введено в эксплуатацию 49 объектов образования и здравоохранения на 50 858 мест, что в семь раз превышает показатель аналогичного периода прошлого года, приводят данные в Halyk Finance. Большую часть этих объектов (73 процента) составляют школы, часть из них построена за счет Фонда поддержки инфраструктуры образования. По данным Министерства просвещения, еще 112 комфортных школ будут сданы до конца 2025 года. 

Сфера торговли стала одним из главных драйверов высокого роста экономики в 2024 году, генерируя около 19,3 процента ВВП, отмечают аналитики. За первые четыре месяца торговля продемонстрировала стабильный рост на уровне семи процентов г/г, чему в значительной степени способствовала динамика оптовой торговли — ее объем увеличился на 7,4 процента г/г за счет преимущественно непродовольственных и производственных товаров на фоне роста деловой активности. Оптовая торговля занимает доминирующую долю в отрасли, составляя 67,6 процента от общего объема, тогда как розничная — 32 процента. При этом сектор розничной торговли ускорил свой рост до 6,1 процента г/г, превзойдя показатель 5,2 процента г/г за аналогичный период прошлого года (4,8 процента г/г в I квартале 2025 года). Основным драйвером динамики в розничном сегменте, по данным экспертов, стали ИП (15,4 процента г/г). 

Рост розничной торговли происходил, несмотря на минимальный за последние шесть лет рост реальной заработной платы населения, который составил в I квартале всего 1,2 процента г/г, отмечают в Halyk Finance. Незначительное увеличение потребительского кредитования в марте на 3,5 процента с начала года лишь частично компенсировало замедление роста доходов, оказывая дополнительную поддержку розничной торговле. Между тем на рост розничной торговли, как предполагают эксперты, оказывают влияние возросшие инфляционные ожидания на горизонте пяти лет, которые по последнему опросу Нацбанка выросли до 14,3 процента, несмотря на их снижение на год вперед до 12,2. Одновременно с этим наблюдается улучшение потребительских настроений, готовность к крупным покупкам выросла на 5,2 пункта — до 96,9. Тем не менее розничная торговля возвращается к долгосрочному тренду роста около 4,8-6 процентов после всплеска в 2024 году, указывают эксперты.

Вместе с тем, по данным МНЭ, в сфере торговли высокую динамику демонстрирует ряд регионов: Туркестанская область — 60,4 процента за счет предприятий, реализующих фрукты, овощи, фармацевтические товары; Акмолинская область — 44 процента благодаря предприятиям, реализующим зерно, семена и корма для животных; Шымкент — 19,8 процента за счет предприятий, реализующих дизельное топливо, фармацевтические товары, лом и отходы черных и цветных металлов.

Промышленность и сельское хозяйство

Промышленность зафиксировала рост на уровне 6,4 процента г/г, в основном обеспеченный динамикой горнодобывающего сектора (7,1 процента г/г), ключевого драйвера экономики Казахстана, обеспечивающего 12 процентов ВВП, отмечают в Halyk Finance.

В обрабатывающей промышленности, доля которой к ВВП составляет 11,9 процента, зафиксирован рост на уровне 7,2 процента г/г против 5,9 в 2024 году. Высокие темпы роста продемонстрировали производство табачных изделий (26,3 процента г/г), продуктов питания (12) и химической продукции (11,2). 

Сельское хозяйство сохраняет положительную динамику — рост за январь-апрель составил 3,9 процента г/г в основном за счет увеличения объема продукции животноводства.

Сектор связи продолжает сохранять умеренную динамику на уровне 2,6 процента г/г преимущественно за счет роста услуг сети интернет на 58,1 процента г/г.

Таким образом, фиксируют в Halyk Finance, итоги первых четырех месяцев 2025 года свидетельствуют о продолжении экономического роста. В 2025 году Правительство РК прогнозирует рост экономики на уровне 5,6 процента, отмечают аналитики. Однако, несмотря на текущий всплеск, ведущие международные организации (Всемирный банк, МВФ, АБР, ЕБРР) прогнозируют замедление роста ВВП Казахстана до 4,7-4,9 процента по итогам 2025 года, что связано со структурными ограничениями и внешними шоками. Прогноз Halyk Finance роста ВВП на 2025 год составляет 5,3 процента.

Не иллюзия, но и не автоматическое процветание

Вместе с тем финансовый аналитик Расул Рысмамбетов в социальных сетях констатировал: «Шесть процентов роста (ВВП) — это не иллюзия, но и не автоматическое процветание».

По свежим данным Бюро национальной статистики, фиксирует эксперт, за четыре месяца 2025 года ВВП Казахстана вырос на шесть процентов, улучшив результат I квартала (0,2 процента). Это хороший темп, отмечает эксперт, который отражает оживление экономики после внешних и внутренних шоков последних лет. «То есть если в 2024 году ВВП был 288 миллиардов долларов, то к концу 2025-го он составит 288 + 6% = 305 + млрд долларов, то есть на 14-15 миллиардов. Есть, конечно, поправки на динамику курса тенге к доллару, но, вероятнее всего, будет выше 300 миллиардов долларов…» — предполагает аналитик.

Что стоит за этим ростом?

Наибольший вклад дали реальные сектора — транспорт и логистика. 22,4 процента — рост грузоперевозок, в том числе трубопроводных и железнодорожных. 

Строительство дало прирост 16,2 процента благодаря активности в дорожных, жилищных и инфраструктурных проектах. 

Обрабатывающая промышленность смогла приподняться на 7,2 процента — рост в машиностроении, пищевом и химическом производстве. 

Добыча полезных ископаемых в этот раз не сильно выросла — на 7,1 процента на фоне увеличения добычи нефти, угля и руд. 

Традиционное весеннее оживление торговли на 7 процентов как оптовой, так и розничной.

«Можно сказать, что это здоровый структурный рост в отличие от бума, основанного только на сырьевых ценах, — пишет Рысмамбетов. — Однако среднестатистический таксист спросит меня, почему многие не чувствуют этого роста? И будет прав.

Дело в том, что ВВП — это агрегированный, обобщенный показатель, а его рост не трансформируется мгновенно в рост доходов людей за пределами указанных отраслей, уровня жизни или социальных услуг. Хотя если рост два-три года подряд, то все-таки он поможет улучшению качества жизни. 

Для этого требуется время — инвестиции в инфраструктуру и производство должны дойти до занятости и зарплат. Увы, управление этим ростом тоже важно, чтобы рост был вовлекающим, а не концентрировался в двух-трех отраслях или регионах.

Справедливость. Нужна политика сбалансированного развития, особенно в аграрных, малых и приграничных регионах. Крайне важно, чтобы регионы «ловили момент», видели возможности. То есть, например, если аким региона видит потенциал в транзите или в ГМК, то он бы обсудил с Минпромом, как он сможет облегчить вхождение в регион инвесторов из США или из Алматы, чтобы они могли добывать и перерабатывать сырье или сеять зерно и открывать откормочные хозяйства. 

Скажу крамольную вещь: GE — we need a CEO in every chair. То есть нам нужен президент страны в каждом акимате, чтобы аким не просто ловил руками республиканский бюджет, а думал над своим регионом... 

Таким образом, ВВП растет, это факт. Но между ВВП и всеобщим благополучием всегда есть мост. Его надо делать вручную — через инвестиции в регионы, в малый бизнес, в людей. Автоматического роста и связи между ВВП и благоденствием не бывает. Сейчас важно не только думать над ростом ВВП, но и спрашивать регионы, как мы направим этот рост на улучшение повседневной жизни».

Читайте в свежем номере: