Как стало известно, совладелец Kaspi.kz Вячеслав Ким покупает Jusan Bank. Финансовый аналитик Расул Рысмамбетов прокомментировал для «НП» предстоящую сделку.
Уже в середине месяца СМИ уточнили информацию. «Я подал заявку в АРРФР на приобретение 97,5 процента акций Jusan Bank. В настоящее время эта заявка находится на рассмотрении агентства. Ожидается, что регулятор примет решение после детального изучения заявки. Отмечу, что эта сделка не имеет отношения к компании Kaspi.kz», — цитировали Вячеслава Кима информресурсы.
В АРРФР не подтвердили и не опровергли данную информацию, сославшись на коммерческую тайну. В агентстве лишь напомнили, что срок оказания подобной госуслуги составляет 50 рабочих дней. Результаты по ней публикуются на сайте регулятора.
Объект
О непростой судьбе Jusan Bank наслышаны, наверное, все казахстанцы. Напомним некоторые моменты.
По информации на сайте банка, в 2019 году АО First Heartland Securities приобрело 99,5 процента простых акций Цеснабанка. После этого компания сделала ребрендинг и стала называться First Heartland Jýsan Bank с розничным брендом Jýsan Bank.
В конце 2020 года АО First Heartland Jýsan Bank приобрело 99,76 процента акций АО «АТФБанк».
В следующем году, как информировал Минюст, группа Jusan, включающая банк и ряд других крупных активов телекоммуникационной, сельскохозяйственной и иных отраслей, была выведена в иностранную юрисдикцию, таким образом Правительство Казахстана фактически утратило контроль над ней. В середине июня 2023 года группу удалось вернуть в казахстанскую юрисдикцию, а в августе, как писал Forbes.kz, согласно условиям мирового урегулирования Jusan Technologies передала право собственности на АО First Heartland Securities, владеющее 78,73 процента простых акций Jusan Bank, Галимжану Есенову. К концу 2023 года First Heartland Securities увеличило свое участие в капитале банка с 78,73 процента до 79,63.
В апреле прошлого года АО First Heartland Jusan Bank досрочно выкупило у АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» выпуск субординированных облигаций на 100 миллиардов тенге. Таким образом, банк произвел добровольный досрочный возврат полученной ранее государственной помощи.
Сегодня у банка более 100 отделений в 42 городах, 2,5 миллиона клиентов и около пяти тысяч сотрудников.
Участники
В 2024 году акционер Kaspi.kz Вячеслав Ким, по версии Forbes Kazakhstan, стал самым богатым бизнесменом страны, его состояние оценивается в 5,8 миллиарда долларов. На 1 января 2025 года его доля участия в казахстанском финтеххолдинге составила 20,39 процента. Бизнесмен также является мажоритарным акционером АО «Алсеко» и конечным бенефициарным собственником розничной сети Magnum Cash&Carry.
Галимжан Есенов, по данным 2024 года, входит в топ-75 богатейших бизнесменов Казахстана по версии Forbes Kazakhstan. Он занимает 15-е место в рейтинге, а его состояние оценили в 590 миллионов долларов. По официальным данным на 1 января 2025 года, Есенову принадлежат напрямую 19,67 процента акций банка и 77,86 — через АО First Heartland Securities.
«Не только частная сделка»
В экспертной среде новость о приобретении банка вызвала сдержанную реакцию, возможно, из-за отсутствия по ней решения регулятора. Не было бурных обсуждений и прогнозов. В связи с этим редакция «НП» обратилась к финансовому аналитику Расулу Рысмамбетову с просьбой дать комментарий по ситуации вокруг Jusan Bank.
— Ситуация с потенциальным приобретением Jusan Bank Вячеславом Кимом вполне укладывается в логику трансформации казахстанского банковского сектора, но требует детального анализа в контексте как финансового состояния банка, так и стратегических интересов покупателя, — отметил эксперт. — С финансовой точки зрения Jusan выглядит стабильным: на начало 2025 года его активы составляют 3,3 триллиона тенге, обязательства — 2,5 триллиона тенге, а собственный капитал — 849,5 миллиарда тенге.
Чистая прибыль банка за прошлый год достигла 156,7 миллиарда тенге — устойчивый рост. Важно понимать, что банк в последние годы пережил глубокую реструктуризацию, включая судебные разбирательства и смену акционеров, а также получал существенную государственную поддержку.
Сам факт интереса Вячеслава Кима — это не только частная сделка, но и индикатор структурных изменений в банковском секторе Казахстана. Казалось бы, логика Кима не предполагает интереса к традиционному банковскому бизнесу, который далек от экосистемной модели Kaspi. Однако возможными мотивами сделки могут быть диверсификация активов (традиционный банкинг все же привлекательный и хеджирует риски от скоростных моделей Kaspi), перепродажа после реорганизации (интерес к региону скоро вырастет) и расширение продуктовой линейки финансовых услуг за пределы розничного кредитования.
Сделка, если будет завершена, станет одним из главных событий в банковском секторе Казахстана в 2025 году.
— В целом Jusan, на мой личный взгляд, выглядит очень привлекательным банком для покупки и для того, чтобы держать его как отдельный бренд со стратегическими замыслами, — резюмирует аналитик.
Белла Клейман