Евразийский банк развития (ЕАБР) опубликовал макроэкономический прогноз для семи государств-участников (в том числе и для Казахстана). В аналитическом материале представлен анализ экономического развития государств — участников банка в начале 2025 года и прогноз основных макроэкономических показателей до конца этого года и на 2026-2027 годы.
Текущая ситуация
Экономика Казахстана набирает обороты. Рост ВВП ускорился до шести процентов год к году (г/г) в январе — апреле после 5,4 процента г/г в январе 2025 года. Ключевую роль в повышении показателя сыграл промышленный сектор, темпы роста которого повысились до 6,6 процента г/г в январе — апреле после 2,3 г/г в январе. Такая динамика, отмечают в ЕАБР, обусловлена расширением активности в обрабатывающих секторах, а также тестовым запуском новых мощностей на нефтяном месторождении Тенгиз. Сектор услуг по-прежнему составляет основу роста, ключевой вклад внесли сектора транспорта и складирования, а также оптовой и розничной торговли. Совокупный PMI (индекс деловой активности) обрабатывающей промышленности и сферы услуг в мае составил 51,4, указывая на рост в течение семи месяцев. Сохраняется оптимизм в отношении перспектив деловой активности в частном секторе, отметили эксперты.
Инфляция продолжила движение выше целевого ориентира. Инфляция в Казахстане ускорилась до 11,3 процента в мае и 10,7 в апреле 2025 года после 8,6 процента г/г в декабре 2024-го. Основной вклад внес сектор услуг — рост тарифов и удорожание рыночных услуг добавили 4,5 п.п. по итогам апреля 2025 года. Ослабление тенге в конце 2024-го — начале 2025-го повысило цены на импортные непродовольственные товары. Дополнительное давление оказали и инфляционные ожидания, связанные с планируемой налоговой реформой, что ускорило рост цен как на продовольственные (до 8,5 процента г/г в апреле 2025 года с 5,5 г/г в декабре 2024 года), так и на непродовольственные товары (до 8,9 г/г с 8,3 г/г).
Улучшение состояния счета текущих операций. Профицит счета текущих операций достиг 669,8 миллиона долларов по итогам I квартала этого года согласно предварительной оценке Нацбанка РК. Годом ранее дефицит составил 46,1 миллиона долларов. Такая динамика, по мнению экспертов, связана со снижением инвестиционных доходов, которые Казахстан выплачивает прямым иностранным инвесторам. В I квартале 2025 года их объем составил 4,6 миллиарда долларов против 5,4 миллиарда годом ранее. Кроме того, положительно повлияло увеличение профицита баланса товаров и услуг на 314,9 миллиона долларов, что объясняется ростом экспорта и сокращением импорта.
Профицит торгового баланса зафиксирован по итогам января — марта 2025 года. Положительное сальдо торгового баланса в январе — марте 2025 года составило 3,5 миллиарда долларов — это на 2,2 миллиарда долларов меньше по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Снижение показателя связано с сокращением стоимостных объемов экспорта на 11,9 процента г/г, тогда как стоимостной объем импорта сохранился на уровне января — марта 2024 года, составив 12,9 миллиарда долларов. В начале года отмечено сокращение экспорта топливно-энергетических товаров на 18,8 процента г/г. При этом рост экспорта поддерживался увеличением стоимостного объема вывозимого продовольствия на 36,2 процента г/г. Сдерживающее влияние на импорт, как отмечают аналитики, оказало снижение поставок металлов и изделий из них (минус 12,1 процента г/г). Увеличение расходов на импорт преимущественно определялось ростом поставок топливно— энергетических товаров (+34,2 г/г), машин и оборудования (+1,6 г/г).
Базовая ставка. Нацбанк Казахстана повысил базовую ставку на 125 б.п. до 16,5 процента в феврале 2025 года на фоне ускорения темпов роста цен по всем компонентам потребительской корзины. Как отмечают эксперты, нарастание давления обусловлено повышенным уровнем инфляционных ожиданий на фоне развернувшейся дискуссии по налоговой реформе, а также реализацией среднесрочной программы повышения тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Профицит госбюджета расширился в начале 2025 года. Положительное сальдо госбюджета Казахстана в январе — марте этого года составило 78 миллиардов тенге. Годом ранее в аналогичном периоде отмечен дефицит в размере 271,3 миллиарда тенге. Доходы бюджета выросли на 16,2 процента г/г. Рост обеспечен увеличением налоговых поступлений на 18,6 процента г/г на фоне низких показателей января — марта прошлого года (было сокращение на 2,5 г/г). Дополнительное положительное влияние оказало увеличение сборов неналоговых платежей в 2,3 раза (преимущественно за счет роста в 8,5 раза поступлений в специальные госфонды). Объем трансферта из Национального фонда сохранился на уровне предыдущего года, составив 1,45 триллиона тенге, или 20 процентов от общего объема доходов. Расходы государственного бюджета выросли на 9,5 процента г/г на фоне увеличения трат на образование, социальное обеспечение и обслуживание долга.
Прогноз «Стабильный». Рейтинговое агентство S&P подтвердило суверенный рейтинг Казахстана на уровне «BBB-», прогноз «стабильный». Решение основано на том, что положительная динамика роста ВВП во многом обеспечивается ненефтяным сектором. Важными факторами также выступили наличие значительных внешних резервов (накопленный объем валовых международных резервов НБ РК и внешних активов Нацфонда на конец прошлого года составил 35,7 процента ВВП) и умеренный объем внешнего долга (57,6 процента ВВП на конец 2024 года). Дальнейшая диверсификация экономики и повышение эффективности налогово-бюджетной политики будут способствовать повышению кредитного рейтинга республики, заявили в ЕАБР.
Прогнозы
В этом году, отмечают эксперты, темпы роста ВВП повысятся до 5,5 процента г/г. Аналитики сохранили оценку роста, данную в предыдущем прогнозе (2024 год). Правительство страны предпринимает меры для раскрытия инвестиционного потенциала и усиления экономической активности, включая запуск новых предприятий в обрабатывающих отраслях, подчеркивают в ЕАБР. В конце февраля этого года власти через финансовые институты развития начали масштабную кампанию поддержки инвестиционных проектов в этой сфере. Также аналитиками ожидается устойчивый рост экономики на этом уровне и в 2026-2027 годах. В среднесрочной перспективе сдерживающее влияние низких цен на нефть будет нивелировано мерами Правительства, направленными на создание внутренних точек роста за счет активной диверсификации экономики.
Между тем, по прогнозам ЕАБР, инфляция повысится до 11,9 процента г/г на конец 2025 года. Эта цифра, к слову, на 4,6 п.п. выше, чем в предыдущем прогнозе ЕАБР (2024). Такие коррективы, отмечают эксперты, объясняются ростом инфляционных ожиданий на фоне обсуждаемой налоговой реформы в Казахстане. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в среднем на 10-15 процентов в рамках реализации среднесрочной тарифной политики также будет способствовать росту индекса потребительских цен. Помимо прочего, высокая потребительская активность, подпитываемая ростом кредитования, будет сдерживать темпы замедления инфляции в 2025 году. Эксперты подчеркивают необходимость сохранения жестких денежно-кредитных условий для взятия под контроль инфляционных ожиданий и ограничения роста инфляции. Однако в начале следующего года аналитики ЕАБР ожидают повышение инфляции на фоне проведения налоговой реформы, и ее пик прогнозируют во II квартале 2026 года. По их прогнозам, инфляция начнет замедляться лишь во второй половине 2026 года и на конец года прогнозируется на уровне 11,7 процента. В 2027 году, по ожиданиям экспертов, инфляция замедлится до 6,5 процента на конец года.
Вместе с тем ЕАБР прогнозирует, что жесткая денежно-кредитная политика сохранится для сдерживания инфляции на фоне повышенных инфляционных рисков. Базовая ставка, по оценкам экспертов, останется на уровне 16,5 процента до конца I квартала 2026 года. При устойчивом замедлении инфляции Нацбанк может начать постепенное снижение ее во II квартале до примерно 14,5 процента к концу года. Более динамичное смягчение ожидается в 2027 году.
Что же касается тенге, эксперты прогнозируют его умеренное ослабление в среднесрочном периоде. В этом году курс национальной валюты оценивается в среднем на уровне 513 тенге за доллар.
Риски
Эксперты ЕАБР в своем прогнозе указывают на сохраняющиеся риски, главным из которых является возможное замедление экономической активности. Усиление глобальных торговых конфликтов может привести к более заметному снижению мировых цен на нефть, что негативно скажется на экспортных и налоговых поступлениях Казахстана. В результате темпы роста ВВП могут замедлиться.
Аналитики также предупреждают о рисках ускорения инфляции в случае резкого роста мировых цен на продовольствие, увеличения тарифов на услуги или усиления инфляционных ожиданий на фоне налоговой реформы. Дополнительную угрозу представляет возможный отток капитала с развивающихся рынков, что может привести к более заметному ослаблению тенге по сравнению с базовым сценарием.