В Казахстане не только была инициирована, но и быстро набрала нужное количество голосов петиция против повышения ставки НДС. Однако окончательное решение вряд ли будет принято в ближайшее время.
В республике не утихает обсуждение предложенного Правительством повышения ставки НДС. Об инициативе, которую премьер Олжас Бектенов озвучил еще 28 января на расширенном заседании Правительства, казахстанцы до сих пор вспоминают с недовольством. Это недовольство в итоге вылилось в петицию, зарегистрированную на портале e-Petition.
Авторы выступили против повышения ставки НДС и снижения порога его применения, потому как это нарушение принципов взаимовыгодного сотрудничества между государством и бизнесом. Также в петиции подчеркнуто, что предложенные изменения не только негативно скажутся на экономическом развитии страны, но и приведут к существенному ухудшению благосостояния казахстанцев. Плюс повышение ставки НДС неизбежно вызовет рост цен на товары и услуги, ударив по покупательной способности населения. Петиция быстро набрала нужное количество голосов — примерно так, как это произошло летом с запросом, касающимся отмены непонятного перевода времени.
Тем не менее министр национальной экономики Серик Жумангарин заявил, что «окончательное решение по налогу на добавленную стоимость еще не принято». Подчеркнув при этом, что ставка НДС в 20 процентов — самая распространенная в мире.
— Но мы пока не определились. Пока считаем. И поэтому говорить о том, что окончательное решение Правительство приняло и эта ставка обозначена как ключевая, не надо, — подчеркнул он. Добавив, что предложения по Налоговому кодексу с изменением ставки НДС Правительство представит в Парламенте не раньше 15-20 февраля.
Тем временем мажилисмен Азат Перуашев, озвучивая позицию депутатов фракции «Ак жол», настаивает на сохранении розничного налога по сделкам с физическими лицами в его текущем виде, более того, предлагает законодательно снизить его с четырех до двух процентов.
— Хотя госорганы и ряд депутатов на рабочей группе Парламента упорно сопротивляются этому предложению, — поясняет он этот шаг в своих соцсетях.
Однако, если, по его мнению, последовать этому, повышение НДС не коснется магазинов у дома, общепита и прочего микро- и малого бизнеса.
Тем более что, оказывается, по сделкам с юридическими лицами бизнес сам заинтересован уплачивать НДС, так как возникает зачетная часть налога.
Более того, по словам Перуашева, «демократическая партия «Ак жол» еще с 2011 года постоянно продвигает необходимость отраслевой дифференциации НДС». С тем, чтобы потребительские товары, которые влияют на социальное самочувствие населения, а это продукты питания, одежда и обувь, медикаменты, продукты сельского хозяйства и сельхозпереработки, должны либо полностью освобождаться от НДС, либо облагаться налогом по минимальной ставке ноль-пять процентов.
— В приоритетных отраслях, таких как машиностроение, IT-технологии, жилищное строительство и инновационные индустрии, должна действовать пониженная ставка шесть-восемь процентов. Соответствующие поправки были направлены нами в рабочую группу Мажилиса еще до заявления Правительства о повышении НДС, — заключил депутат.
Кстати, о понижении ставки НДС пару лет назад высказывались и в НПП «Атамекен», когда предлагали уменьшить ее с 12 хотя бы до 10 процентов. Приводя в пример 2005 год, когда при понижении ставки НДС даже на один процент валовое поступление НДС выросло на 143 процента.
— Это уже доказанная практика во всем мире, что при снижении ставки НДС увеличивается собираемость налогов, — подчеркнул бывший тогда председателем президиума НПП «Атамекен» Раимбек Баталов. Добавив: — Повышение ставки НДС лишит Казахстан статуса страны с самым комфортным налоговым режимом в Центральной Азии, а значит, неизбежно ухудшит инвестиционную привлекательность национальной экономики».
Его поддержал предприниматель Максим Барышев, приведший в пример мировой опыт налогообложения. Так, по словам эксперта, «в Китае ставка НДС — 13 процентов, в Кыргызстане — 12, в Южной Корее — 10, в ОАЭ и Канаде — пять процентов».
— Пример Южной Кореи, где ставка НДС 10 процентов, показывает, что умеренная налоговая нагрузка способствует созданию благоприятной экономической среды. Это делает страну одним из лидеров на мировой арене. Не менее важным является и пример США во времена президентства Рейгана, когда за первые три года его правления налоги были на порядок снижены. И эта масштабная налоговая реформа оказала мощное воздействие на американскую экономику, запустив долгосрочный период экономического роста, — заключил эксперт.