Правлением Агентства РК по регулированию и развитию финансового рынка АО «Микрофинансовая организация «KMF (КМФ)» выдано разрешение на добровольную реорганизацию в форме конвертации в банк второго уровня.
Как заявили в АРРФР, преобразование МФО «KMF» в банк способствует реализации поручения главы государства Касым-Жомарта Токаева по повышению конкуренции в банковском секторе, озвученному в сентябре 2023 года в ходе ежегодного Послания народу Казахстана.
История компании
МФО «KMF» создана и функционирует с 1997 года. Как рассказал председатель правления Шалкар Жусупов: «20 ноября 1997 года в Талдыкоргане мы выдали займы первым трем группам. Каждый клиент получил по 7500 тенге, тогда это было 100 долларов США. Это было непростое время — многие казахстанцы остались без работы, пробовали начать свое дело. Получить займ в банке было почти невозможно. Кредиты выдавали только крупным проверенным компаниям, да и им при условии залога.
Модель небольших займов оказалась очень востребованной у населения. Клиенты стали доверять нам, а мы им. С тех пор клиентами KMF стало более 700 000 граждан, а всего мы выдали займов более чем на 1,9 триллиона тенге. Большинство заемщиков — это предприниматели в сельскохозяйственной сфере. Они развивают производство, создают рабочие места. Это целая экономика, которая работает на благо нашего общества».
Отличные показатели
В настоящее время МФО «KMF», по данным АРРФР, является крупнейшей микрофинансовой организацией в Казахстане и лидером рынка микрокредитования, занимая по всем ключевым показателям первое место среди 218 микрофинансовых организаций с долей рынка более 20 процентов.
Активы микрофинансовой организации к 1 января 2025 года увеличились на 218 процентов, или 181,8 миллиарда тенге (до 336,3 миллиарда), ссудный портфель — на 206 процентов, или 143,9 миллиарда тенге (до 280,2 миллиарда). Кредитный портфель МФО «KMF» составляет 284,5 миллиарда тенге. Таким образом, заявляют в АРРФР, по текущим финансовым показателям будущий банк может войти в число крупных банков на рынке Казахстана.
Компания обладает долгосрочным рейтингом кредитоспособности от международного рейтингового агентства Fitch на уровне «В+» с прогнозом «Стабильный».
Как отметили в агентстве, МФО «KMF» активно поддерживает малый и средний бизнес, субъекты сельского хозяйства и физических лиц, предоставляя широкий спектр финансовых продуктов через развитую филиальную сеть, включающую 17 филиалов и 122 отделения по всей территории страны, в том числе в самых отдаленных районах, обеспечивая доступность получения финансовых услуг для населения и бизнеса.
На сегодня акционерами МФО «KMF» являются корпоративный фонд «KMF — Демеу» с долей владения 60,43 процента, остальной пакет акций распределен между миноритарными акционерами, каждый из которых владеет менее 10 процентами.
Как уточнили в агентстве, МФО «KMF» стала второй микрофинансовой организацией, получившей разрешение регулятора на преобразование в банк. Агентством 12 июня 2024 года выдано разрешение на добровольную реорганизацию корейской МФО BNK в форме конвертации в банк второго уровня.
О планах
«KMF в качестве нового банка планирует сфокусироваться на кредитовании и поддержке малого и среднего предпринимательства, потребительском кредитовании, а также предоставлении иных банковских услуг, в том числе через развитие финтеха (маркетплейсы и другие сервисы)», — отметили в АРРФР.
В компании же рассказали, что процесс трансформации начался в феврале 2023 года с преобразования компании в акционерное общество, которое продолжило работу над достижением стратегической цели. Получение банковской лицензии требует соответствия всем требованиям законодательства, закупки специального оборудования, внедрения программного обеспечения и модернизации бизнес-процессов.
Переход KMF в статус банка не только увеличит спектр предлагаемых продуктов, отметили в финорганизации, но и создаст новые возможности для клиентов:
• развивать финансовую инклюзию; усилить присутствие в регионах, где доступ к финансовым услугам остается ограниченным;
• укрепить поддержку бизнеса; компания планирует предложить депозиты, карты, кредитные продукты и другие услуги, востребованные среди малого и среднего бизнеса, а также частных клиентов;
• внедрять инновации; использовать искусственный интеллект и машинное обучение для персонализации услуг.
«Мы усилили команды, занимающиеся управлением рисками, внутренним контролем и разработкой банковских продуктов, чтобы соответствовать высоким стандартам, предъявляемым к банкам второго уровня. Наша миссия остается неизменной: поддерживать малый и средний бизнес, а также держать фокус на жителей сельской местности, предоставляя доступные финансовые услуги, которые помогают им развиваться», — отметил Шалкар Жусупов.