Современные города невозможно представить без автобусов. Общественным транспортом ежедневно пользуются сотни тысяч казахстанцев. Примечательно: трендом последнего времени стало то, что на маршруты страны выходит все больше автобусов отечественного производства.
Этот вид транспорта выпускали в республике и до обретения независимости. В середине прошлого века Алма-Атинский ремонтно-кузовной завод наладил производство автобусов ПАЗ-651 на базе шасси грузовика ГАЗ-51А и вагонных автобусов на основе УралЗИС-355М. На этом же предприятии выпускали пассажирские автобусные прицепы, которые присоединяли к автобусам ЗИС-155. Такие модификации применяли в Алматы, Шымкенте и Таразе.
Первое время с ЗИС-155 убирали крышу и использовали для поездок на Медеу, озеро Иссык и в другие туристические места. Однако из-за проблем с тормозами один автобус попал в серьезную аварию при спуске с Медеу. Затем все ЗИС-155 переделали в грузовики.
Начиная с 1968 года на шымкентском Сайрамском ремонтно-механическом заводе стартовал выпуск автобусов «Казахстан-1», похожих на КАвЗ-685. Производство продолжалось до начала 90-х. В 1980-х годах Сайрамский РМЗ освоил производство вахтовых автобусов ТС-3966, легендарных автобань, фургонов и полуприцепов-фургонов. Аналогичные транспортные средства изготавливали и другие заводы Казахской ССР.
В Усть-Каменогорске в советское время выпускали автобусы для обслуживания горнодобывающих шахт.
В последние годы специализированные предприятия Казахстана приобретают значительное количество автобусов, в том числе отечественных. И изношенность парка перевозчиков за последние два года снизилась с половины до трети.
Первый вице-премьер Роман Скляр констатировал, что в 2023-м в республике произведено 3212 единиц, а за первый квартал 2024-го — 602 единицы этого вида машин. В Казахстане действуют семь отечественных автобусных заводов. При этом, по данным производителей, с 2019 по 2024 год в республике произведено 9,5 тысячи единиц всех категорий автобусов, в том числе туристических, из них четыре тысячи — в прошлом году. Всего в стране ездит по дорогам более 105 тысяч автобусов.
Министерством транспорта РК создаются условия для обновления состава, а также создания института саморегулируемых организаций, который обеспечит участие самих предпринимателей в регулировании их деятельности. Изношенность автобусного парка Казахстана находится в фазе преодоления. Поэтому спрос на новую технику достаточно активный.

Становой хребет
Главный производитель автобусов «СарыаркаАвтоПром» сегодня расширяет модельный ряд. Очередной новинкой стали пневмоавтобусы SAZ LE60.
Основой производства автобусов Костанайского автозавода являются модели семейства Ankai. Данный бренд пришел от китайской компании Anhui Ankai Automobile Co, которая с 1993 года начала выпуск автобусов по лицензии немецкой фирмы Setra.
В Костанае выпускают 20 моделей автобусов Ankai. При этом различия между машинами совсем не косметические. Пригородный автобус модели HFF6750KDE5FB (K8-D075) — это 29 + 1 посадочное место, максимальная общая масса — 8,5 тонны, скорость — 100 километров в час. А у автобуса с низким входом (для городских маршрутов) модели HFF6101GK39C (HF-C105) общая пассажировместимость составляет 85-88 человек, максимальная масса — 16 тонн и скорость — 80 километров в час.
Есть и городской трехдверный электроавтобус с низким полом модели HFF6129G03EV. Сидящих мест в нем 22 + 1, максимально полная масса — 18 тонн, максимальная скорость — 69 километров в час, запас хода — 50-70 километров.
Модельный ряд Ankai, локализованный на Костанайском автозаводе, настолько широкий, что способен удовлетворить любые потребности — от перевозки вахтовых рабочих на дизеле, газе или электротяге до городских либо междугородних перевозок хоть по горам, хоть по степи в любое время года. Но у костанайцев не так давно появились серьезные коллеги-конкуренты в центре республики. Не считая таких игроков на рынке, как «СемАЗ» в Семее и Hyundai Trans Almaty в Алматы.

От угля к автобусам
Сарань в Карагандинской области долгое время был городом, включенным в угольный и нефтехимический кластеры страны. Теперь же здесь настоящая кузница автобусов. Путь ТОО «QazTehna» начался в 2019 году с амбициозной цели — возродить производственный потенциал индустриальной зоны Сарани.
На месте бывшего Карагандинского завода резинотехнических изделий на площади в 40,5 тысячи квадратных метров стартовал масштабный проект по восстановлению и модернизации помещений.
Уже в декабре 2020 года состоялся запуск завода QazTehna. Производственные мощности наращивались поэтапно: летом 2021 года было запущено крупноузловое производство автобусов различных модификаций, а во втором квартале того же года — серийное мелкоузловое производство, включающее сложнейшие процессы сварки и покраски кузовов. Сегодня на заводе полноценно функционируют современные цеха сварки, покраски, а также линия испытаний готовой техники.
Не останавливаясь на достигнутом, QazTehna расширяет свои производственные линейки. В 2023 году было освоено производство коммерческой техники — грузовых автомобилей известных марок Sinotruk и Scania, а в 2024-м запущена собственная линия сварки кабин грузовиков Howo.
На сегодняшний день в производственный портфель завода QazTehna входят широкий ассортимент городских, туристических, междугородних автобусов, в том числе специального назначения марки Yutong.
Машины укомплектованы современным оборудованием для повышения комфорта и безопасности: установлены системы навигации, видеонаблюдения, бесконтактная система оплаты проезда, кондиционер в салоне и кабине водителя. Автобусы оснащены откидной аппарелью для посадки-высадки маломобильных пассажиров.
В туристических автобусах, производимых ТОО «QazTehna», имеются кресла с регулируемым наклоном и складные подлокотники. Рациональная компоновка пассажирских сидений позволяет увеличить полезное пространство салона, предусмотрены большие панорамные окна и вместительные багажные отделения, расположенные в нижней части автобуса. Кроме этого, по желанию заказчика в салоне предусмотрена установка дополнительных опций: холодильника, телевизора, диспенсера, отсека для отдыха водителя, уборной и др.
Общее количество сотрудников этого предприятия составляет более 800 человек, а всего рабочих мест 1000. Основным фактором роста штатной укомплектованности является наличие компенсационного пакета — это стабильная заработная плата, обязательные медицинские отчисления, оплата питания, развозка из Караганды, Сарани, Темиртау, Абая, Шахтинска и поселка Шахан.

Штампуем сами
Впервые в Казахстане на этом заводе запускается штамповочное производство, ориентированное на выпуск кузовных деталей для автомобильной промышленности. Эта инициатива направлена на развитие полного цикла производства, углубление локализации и укрепление промышленной базы страны.
Общая сумма инвестиций с учетом второго этапа реализации составляет более 20 миллиардов тенге, сообщили на заводе. Подготовка производственной площадки осуществляется за счет собственных средств компании, а приобретение оборудования — при поддержке Фонда развития промышленности.
Новый корпус площадью более 10 000 квадратных метров будет оснащен первым в Казахстане гидравлическим штамповочным прессом, предназначенным для выпуска широкого спектра металлических элементов кузова автобусов. Введение в строй технологичного оборудования обеспечит значительное увеличение доли казахстанского содержания в конечной продукции и создаст дополнительные рабочие места в регионе.
Особое значение в данном проекте имеет использование отечественной оцинкованной стали марки 08КП, производимой металлургическим комбинатом Qarmet. Это станет важным шагом в сторону импортозамещения и технологической независимости Казахстана.
На первом этапе штамповочная линия будет выпускать кузовные элементы для городских, туристических и школьных автобусов Yutong. В дальнейшем планируется расширение ассортимента, включая детали для коммерческой техники марки HOWO.
В настоящее время на объекте ведутся монтаж оборудования и строительные работы. Запуск производства запланирован на август 2025 года.
Этот проект соответствует стратегическим приоритетам, обозначенным главой государства Касым-Жомартом Токаевым в Послании 2024 года, касающимся усиления промышленного потенциала страны. Он также откроет новые возможности для развития смежных производств, локальных поставщиков комплектующих и формирования технологического кластера в сфере машиностроения.
Стоит отметить, что на базе ТОО QazTehna функционирует и корпоративный университет. Здесь занимаются подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации специалистов по приоритетным направлениям машиностроительной отрасли. Корпоративный университет работает нон-стоп. Кадры нужны постоянно.
Преподавателями являются опытные инженеры и технические специалисты завода, прошедшие специальную подготовку, а также приглашенные эксперты и преподаватели профильных колледжей и вузов. В ряде программ задействованы наставники из числа ведущих сотрудников предприятия, обладающих практическими навыками и знаниями в области производства автобусов, электробусов и специальной техники.

ТОО «QazTehna» активно развивает систему дуального обучения и заключило ряд долгосрочных соглашений с образовательными организациями региона. Это, к примеру, Карагандинский транспортно-технологический колледж, Карагандинский высший политехнический колледж (в том числе на его базе планируется открытие филиала Хэнаньского профессионально-технического колледжа транспорта, КНР), Карагандинский горно-индустриальный колледж, Саранский технический колледж, Карагандинский технический университет имени А. Сагинова, Карагандинский индустриальный университет города Темиртау, Карагандинский университет Казпотребсоюза, Карагандинский исследовательский университет имени академика Е.А. Букетова. Дуальное обучение позволяет студентам совмещать теоретическое обучение с практикой на производстве, а предприятию — формировать квалифицированные кадры, готовые к реальным задачам в отрасли.
Фото ТОО «QazTehna»