Мы в соцсетях:

Новое поколение
  • Введите больше 3 букв для начала поиска.
Все статьи
articlePicture
ЭкономикаБизнес

Несладкая дилемма

Запрет поставок автотранспортом сахара из РФ вызовет его дефицит и рост цен?

Казахстан рассматривает возможность запрета ввоза российского сахара автотранспортом. Об этом заявил вице-министр сельского хозяйства РК Ербол Тасжуреков, отметив, что «вопрос находится в стадии изучения межведомственной комиссией».

То есть это решение о запрете может быть принято вроде как только после получения согласия всех заинтересованных сторон, включая отраслевые министерства и центральные государственные органы. Однако, по мнению аналитиков Социалистической партии Казахстана, «запрет на поставки российского сахара приведет к дефициту и резкому росту цен на эту продукцию внутри страны, а также на все виды пищевых продуктов».

Между тем Ербол Тасжуреков сообщил, что «в Казахстане функционируют четыре сахарных завода, один из которых специализируется на переработке сахарного тростника». Но, по его словам, российские поставщики предлагают сахар по более низкой цене, что «создает неблагоприятные условия для отечественных производителей». 

— Ввоз дешевого импортного сахара подрывает конкурентоспособность наших заводов, которые используют в производстве местное сырье. Мы стремимся обеспечить справедливые условия для казахстанских производителей и создать механизмы, которые позволят им конкурировать на равных с импортерами, — подчеркнул вице-министр МСХ РК. 

С одной стороны, запрет на ввоз российского сахара автотранспортом может стать непростым испытанием для логистики, что приведет к росту цен на сахар в Казахстане. С другой — власти полагают, что этот шаг «необходим для защиты национальной экономики и поддержки отечественного производства».

И если решение о запрете ввоза сахара на территорию Казахстана все же будет принято, то предстоит задуматься об альтернативных источниках импорта сахара, чтобы обеспечить какую-никакую, но стабильность поставок. Потому как частные казахстанские сахарные заводы явно неспособны нарастить производство и однозначно заполнить образовавшийся дефицит на внутреннем рынке.

— Реальная проблема заключается в том, что в Казахстане уже давно уничтожена своя сырьевая база по производству в массовых объемах сахарной свеклы, и ее завозят из-за рубежа, а некоторые предприятия вообще переориентировались на переработку сахарной свеклы. Соответственно, повышение стоимости сырья и сахарной свеклы ведет к росту себестоимости «отечественного» сахара, который оказывается неконкурентоспособным перед российской продукцией. И получается, что это будет защита не собственного рынка и отечественных производителей, а лоббирование бизнес-интересов сахарных магнатов, уничтоживших технологические цепочки производства сахара в стране и создавших зависимость Казахстана от поставок сырья из-за рубежа, — отмечают эксперты СПК. 

Своим мнением о сложившейся ситуации с «НП» поделился экономист Марат Абдурахманов. 

— У нас сахар, который шел из России, тростниковый. Это банально реэкспорт из Бразилии. Его российские трейдеры покупали по 46 центов, перепродавая в Казахстан уже по 80. Вот и вся арифметика. При этом наше правительство говорит, что дескать давайте поддержим отечественных производителей сахара и запретим ввоз, чтобы казахстанские сахарные заводы могли иметь хоть какую-то маржу. Но с тростниковым сахаром поддерживать конкуренцию тяжело. И если ограничение на ввоз все-таки будет продлено, то оно в данном случае будет правильным. Ведь фактически к нам поступал сахар не российского производства, а, повторю, реэкспорт. Кстати, сегодня цена на сахар в Алматы уже поднялась до одного доллара за килограмм. И это говорит о том, что, скорее всего, запрет на ввоз будет принят снова. Также все понимают, что наступающей осенью цена на сахар поднимется еще. Напомню, что максимальные расценки на этот продукт у нас уже были в пределах 2,25 доллара. Сейчас они тоже вырастут, думаю, до 1,2-1,5 доллара минимум, — подчеркнул Марат Абдурахманов.

Читайте в свежем номере: