Миссия Международного валютного фонда (МВФ) во главе с Али Аль-Эйдом находилась в Казахстане в период с 15 по 23 мая 2025 года для обсуждения текущей экономической и финансовой ситуации, перспектив развития экономики, а также проводимой в стране экономической политики и приоритетных реформ. По завершении миссии Аль-Эйд сделал заявление.
ВВП
Рост реального ВВП ускорился и составил шесть процентов по итогам первых четырех месяцев 2025 года, по состоянию на конец 2024 года — 4,8 процента. Рост обусловлен высокой активностью в секторах услуг, транспорта, строительства, обрабатывающей и добывающей промышленности. Внутренний спрос поддерживается высоким уровнем потребительского кредитования и мягкой налогово-бюджетной политикой, при этом растет доля государственных инфраструктурных инвестиций в ВВП.
В 2025 году МВФ ожидает более умеренный экономический рост в размере приблизительно пяти процентов, что обусловлено снижением темпов роста в странах — торговых партнерах и вторичными эффектами для ненефтяных секторов в результате снижения мировых цен на нефть, а рост ненефтяного ВВП в среднесрочной перспективе, по мнению экспертов, составит приблизительно 3,5 процента в соответствии с текущими оценками неинфляционного устойчивого роста.
Денежно-кредитная политика (ДКП) и инфляция
ДКП, по мнению спикера, по-прежнему является ограничительной и должна оставаться таковой до тех пор, пока инфляция не приблизится к целевому показателю — пять процентов.
Инфляция ускорилась и в апреле 2025 года составила 10,7 процента, что обусловлено широким ценовым давлением в результате действия внутренних и внешних факторов, включая влияние эффекта ослабления курса тенге в IV квартале 2024 года.
По прогнозу МВФ, в 2025 году инфляция составит приблизительно 10,5 процента вследствие сохраняющегося давления внутренних цен. Между тем планы по сокращению избыточной ликвидности в банковской системе путем повышения резервных требований могут способствовать снижению инфляционного давления в среднесрочной перспективе, отметил спикер.
Бюджет и налоги
В условиях снижения цен на нефть ожидается увеличение дефицита бюджета и платежного баланса. По прогнозу МВФ, в 2025 году ожидается сохранение стимулирующей налогово-бюджетной политики с увеличением ненефтяного дефицита бюджета с 7,9 процента до немногим более восьми процентов ВВП. «Следует приветствовать планы Правительства на 2026 год по повышению ставок НДС, расширению налоговой базы, а также по внедрению цифровизации в целях повышения собираемости доходов. Усилия по сокращению широко применяемых льгот способствовали бы дальнейшему расширению налоговой базы. По прогнозу, дефицит счета текущих операций в 2025 году увеличится приблизительно до 3,5 процента ВВП по сравнению с 1,3 процента в 2024 году, что в основном обусловлено снижением цен на нефть и сохраняющимся спросом на импорт, связанным с расходами государства и домохозяйств», — отметили эксперты.
Банки и кредитование
Финансовое состояние банков является благополучным, продолжается работа по сдерживанию рисков для финансовой стабильности, однако необходимо вести мониторинг факторов уязвимости, отмечает эксперт. В целом банки по-прежнему имеют хорошие показатели капитализации, ликвидности и прибыльности. Хотя в марте 2025 года общий рост кредитования замедлился до 20 процентов (в годовом исчислении, г/г), потребительское кредитование остается на повышенном уровне — около 31 процента (г/г). Вырос объем проблемных активов, связанных с потребительскими кредитами, при этом их доля в общем объеме активов изменилась незначительно, отмечают в МВФ. Положительной оценки заслуживают планы по ужесточению макропруденциальной политики, что должно способствовать снижению рисков для финансовой стабильности, которые вызваны быстрым ростом потребительского кредитования.
О рисках и перспективах
В Международном валютном фонде отмечают, что риски для экономических перспектив Казахстана смещены в сторону ухудшения прогнозных показателей, однако значительные финансовые резервы страны способны их смягчить.
Среди внешних рисков МВФ выделяет сохраняющуюся неопределенность в глобальной торговле, включая снижение мировых цен на нефть, ужесточение финансовых условий, а также замедление экономического роста в странах — ключевых торговых партнерах Казахстана. Внутренние риски включают ослабление роста, вызванное задержками в реализации крупных инфраструктурных проектов, а также усиление инфляционного давления. При этом, как подчеркивается в оценке фонда, ускорение структурных реформ и стимулирование развития частного сектора могут стать ключевыми факторами, способными обеспечить более высокие темпы роста в среднесрочной перспективе по сравнению с текущими прогнозами.
«Для наращивания темпов неинфляционного устойчивого роста необходимы дальнейшие структурные реформы: по дальнейшему сокращению доли государства в экономике, укреплению системы госуправления, совершенствованию мер регулирования рынка труда и рынка товаров, а также ускорению диверсификации экономики и торговли», — заключили в фонде.