Казахстанский альянс отраслевых ассоциаций пищевой индустрии аграрно-промышленного комплекса (АПК), а также малого и среднего бизнеса (МСБ) провел пресс-конференцию, которая стала своего рода реакцией на инициативу государства ускоренно внедрить маркировку прослеживаемости товаров. По итогам встречи было составлено заявление на имя главы Республики Казахстан.
Поводом для встречи явилась также повестка дня. На ближайшее время назначено заседание Правительства РК, на котором планируется принять решение, касающееся расширения группы товаров, подлежащих обязательной маркировке. По мнению представителей госструктур, такая мера позволит контролировать теневую экономику. Однако представители бизнеса заявляют: «Маркировка не решает заявленную цель борьбы с теневой экономикой, а только создает новые проблемы для производителей и потребителей товаров повседневного спроса».
По мнению казахстанских производителей, необоснованное и избыточное техническое решение государства вовсе не устранит серый импорт, незаконный оборот и фальсифицированную продукцию, а, наоборот, создаст огромные финансовые и технические сложности для отечественного производства.
— В стране отсутствует единая объективная методика, что приводит к неверным оценкам и решениям со стороны профильных госорганов, — отметила Марина Бошель, представитель Ассоциации малого бизнеса и торговли. — Как показали итоги пилотных проектов оператора АО «Казахтелеком», маркировка DataMatrix является сложной, дорогой в обслуживании и не достигает заявленных целей.
Таким образом, предприниматели предлагают экстренно приступить к открытому диалогу с участием профильных госорганов, депутатов Парламента, экспертов, СМИ, бизнеса.
— Если сейчас внедрить качественную аналитику в уже имеющиеся бесплатные электронные инструменты, то можно обеспечить полную прослеживаемость товара до точки реализации, — говорит Анастасия Калашникова, исполнительный директор ОЮЛ «Ассоциация прямых продаж Казахстана».
Предприниматели предлагают соответствующим органам, контролирующим бизнес, вместо устранения причин проблемы провести работу над ошибками с уже введенными системами учета.
Пилотные проекты по проверке молока и безалкогольных напитков уже показали свою нецелесообразность. Об этом заявила Алия Мамытбаева, президент ОЮЛ «Ассоциация производителей безалкогольных напитков и соков», которая отметила, что в Казахстане отсутствуют как соответствующее оборудование для маркировки внутри страны, так и типографии, что сказывается на сроках поставки стикеров, производимых в лучших типографиях России. При этом даже у таких типографий есть брак, и необходимо привлекать зарубежных интеграторов для наладки и сопровождения систем на производстве в связи с отсутствием квалифицированных интеграторов в Казахстане.
И самое важное. Маркировка, по мнению предпринимателей, приведет к необоснованным огромным затратам и снижению операционной эффективности добросовестных участников рынка. Так, к примеру, стоимость одной линии для маркировки пищевой продукции в зависимости от ее производительности и конфигурации составляет от 20 до 60 миллионов тенге. Если учесть количество производственных линий на производстве — от 2 до 12, то расходы приравниваются к открытию нового производства. Производительность линий в процессе маркировки упадет в среднем на 30-50 процентов.
Стоит отметить, что производители уже заняты в эффективно работающей системе прослеживаемости, где видны все движения товаров, и введение обязательной маркировки в отношении ряда товаров не принесет дополнительных выгод для потребителей. Среди прочих негативных последствий введения маркировки на широкий спектр товаров проявится и дополнительное давление на рост инфляции в стране, что отрицательно скажется на повышении доходов населения. О таком последствии предупредил Мадияр Кенжебулат, руководитель исследовательской группы BSR.
Участники мероприятия обратились к главе государства с просьбой приступить к срочному открытому диалогу с привлечением профильных госорганов, депутатов Парламента, независимых экспертов и представителей бизнеса, чтобы утвердить добровольный формат маркировки, приостановить введение административной ответственности за нарушение правил маркировки и прослеживаемости товаров до вступления в силу нового налогового кодекса и получения первых результатов его работы, доработать предлагаемые проекты методик оценки нелегального оборота и оценки эффектов маркировки с участием всех заинтересованных сторон.
В ходе мероприятия спикеры озвучили открытое письмо к главе государства. В нем сообщается: «Уважаемый Касым-Жомарт Кемелевич, обращаемся к Вам от имени Альянса отраслевых ассоциаций пищевой индустрии АПК и МСБ в связи с возобновившимися инициативами профильных госорганов по внедрению маркировки товаров контрольно-идентификационными знаками. Позиция бизнеса по маркировке была выражена в письме НПП «Атамекен» на имя О. Бектенова от 12.11.2024, исх. 14600\-08. В свою очередь советник Президента К. Есекеев направил на Ваше имя предложения об ускорении процесса маркировки и обеспечения прослеживаемости в Казахстане, а также о расширении перечня товарных групп (письмо от 20.11.2024, по которому были соответствующие поручения премьер-министра РК). В качестве обоснования усиления мер по маркировке приведены данные по результатам уже введенных в проект товарных групп с 2020 г. По мнению Агентства по стратегическому планированию РК, маркировку необходимо расширить еще на девять товарных групп с высокой ненаблюдаемой долей в экономике от 10 до 86 процентов (молочная продукция, сахаросодержащие напитки, соки, растительное масло, алкоголь, пиво и др.).
Бизнес категорически не согласен с положительной оценкой пилотных проектов и уровня нелегального серого оборота по вышеуказанным товарным группам по следующим причинам: итоги уже проведенных пилотов в молочной отрасли и безалкогольных напитках показали рост себестоимости продукции на 29 процентов, а его дальнейшее движение по товаропроводящей цепи — еще на 10 процентов. При необоснованной стоимости марки — 3 тенге за единицу продукции — ее нанесение, например, в сегменте обуви вызовет расходы от 550 тенге с каждой пары до нескольких тысяч у малых предпринимателей.
Инициаторы маркировки приводят в пример успешный опыт стран ЕАЭС. Вместе с тем, к примеру, в РФ только в сфере бутилированной воды на сегодняшний день из-за невозможности внедрения маркировки уже закрыло свой бизнес более 60 процентов микропредприятий, а при опросе участников рынка еще более 20 процентов опрошенных заявили о вероятном закрытии бизнеса.
В случае с Казахстаном посредством маркировки так и не удалось решить проблему нелегального оборота в табачной отрасли: по данным Nielsen, в 2021 году нелегальный оборот составлял три процента, а уже в 2023-м — девять. Это при том, что представители табачной индустрии добровольно и активно содействовали в запуске обязательной маркировки. Госорганы в качестве положительных результатов маркировки отчитались о росте поступлений налогов, который фактически формируется за счет ежегодного увеличения ставки акциза на табачные изделия… Мы, безусловно, поддерживаем усилия государства по обеспечению прослеживаемости и полноты уплаты всех налогов. На рынке уже есть ряд технических решений, предлагаемых операторами — участниками телекоммуникационного рынка без взимания оплаты за каждый QR-код, в том числе АО «ИУЦ» МФ РК. Бизнес готов предметно обсудить подобные подходы к маркировке по принципу «невидимый полицейский»… С учетом вышеизложенного просим Вас поручить Правительству утвердить добровольный формат маркировки для предпринимателей, осуществляющих экспорт продукции на рынки, где есть требование о наличии маркировки; рассмотреть возможность отмены института единого частного оператора маркировки в зависимости от товарных групп (по примеру АО «НИТ»); по новым товарным группам принимать решения о внедрении маркировки после вступления в силу нового Налогового кодекса».
Остается надеяться, что мы живем в слышащем государстве, которое в первую очередь заботится о качестве жизни своих граждан. Если маркировка коснется новых категорий товаров, это не только усложнит деятельность предпринимателей, но и затронет и без того худые продовольственные корзины казахстанцев.